Отказ закрыть офисы в двух городах России может спровоцировать еще одну волну конфронтации с российскими властями.
Ранее посол Великобритании Тони Брентон пояснил отказ закрыть отделения Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге: «Мы живем в России, которая соблюдает свои законы. Закона, направленного против работы Британского совета, нет. Поэтому нет оснований для противоправных действий в отношении Британского совета».
Одновременно он опроверг утверждения о том, что английская разведка работает под прикрытием этого совета. «Это (говорят) сумасшедшие. Они против культурных связей против британского образования и английского языка в России. Услугами Британского совета пользуются более полумиллиона россиян. Действия против Британского совета не только противоправны. Они направлены против интересов русского народа. Мне непонятно, чего боится Россия в Британском совете», — заявил британский дипломат.
Он напомнил, что между Россией и Великобританией существует «обязательный договор 1994 года, который разрешает работу Британского совета и в Петербурге, и в Екатеринбурге». По словам дипломата, отделение Британского совета в Санкт-Петербурге существует уже 13 лет. «Почему не было нареканий в противозаконности этого офиса раньше?», — задался вопросом посол.
Между тем, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Великобритания давно знала о решении российской стороны приостановить деятельность региональных отделений Британского совета в России. Так он прокомментировал слова главы британского МИДа Дэвида Миллибэнда о том, что решение России вредит имиджу страны и нарушает международное законодательство. «Я слышал, что Миллибэнд назвал наше решение незаконным, но с тех пор, как британское руководство требовало от нас изменить нашу Конституцию, меня не удивляет отношение Лондона к российскому законодательству», — сказал Сергей Лавров.
Он напомнил слова посла Великобритании в РФ Энтони Брентона о том, что если народ Косово хочет независимости, то нужно ему эту независимость дать. «То есть нужно проигнорировать решение Совета безопасности, нормы международного права, а также и то, что народом Косово являются не только албанцы, но и сербы?», — спросил Лавров.
Глава российского МИД указал, что так же, как и в случае с Косово, «в случае с Британским Советом наши британские коллеги пытаются манипулировать словами о международном праве, которое они нарушают так же, как они нарушают международное законодательство».
Сергей Лавров заявил, что единственным документом, на которое ссылается британская сторона в случае с Советом, является российско-британское соглашение от 1994 года о культурном и научно-техническом сотрудничестве.
«В этом соглашении говорится, что Британский Совет будет агентом британской стороны по выполнению данного соглашения — и больше ничего. Ни условий, ни количества офисов в Российской Федерации, ни порядок их открытия там не определены. На этот счет должно было быть заключено дополнительное специальное соглашение о британских центрах. Но британская сторона явочным порядком открыла полтора десятка офисов, никак это не согласовав с Российский Федерацией», — сказал Сергей Лавров.
Министр отметил, что эти офисы занимались организацией коммерческой деятельности, не платили налоги, «а часть из них была составляющим компонентом либо британского посольства, либо британских консульств, что противоречит российскому законодательству». «Эти нарушения были признаны британской стороной, когда она, после многократных напоминаний, вынуждена была заплатить налоги, от чего она раньше отказывалась», — сказал Лавров.
По его словам, Россия планировала поставить на правовую основу деятельность Британского Совета и всех его отделений при разработке нового соглашения о деятельности культурных центров в РФ, но летом этого года Британия пошла на сознательное ухудшение двусторонних отношений, выслав российских дипломатов и фактически заявив о прекращении любого контртеррористического сотрудничества.«Такие вещи в дипломатии сносить не принято, и мы вынуждены были дать зеркальный ответ и пойти за замораживание некоторых соглашений, в частности в качестве ответной меры на замораживание соглашения о культурных центрах», — сказал министр. Он подчернил, что «это было сделано еще летом и известно об этом британской стороне было давно, как и о том, что в отсутствии соглашения придется закрывать культурные центры». «Мне абсолютно непонятна та шумиха, которая вокруг этого давно известного британской стороне факта была поднята», — отметил Сергей Лавров.
12 декабря Россия проинформировала британскую сторону о приостановке с 1 января 2008 года функционирования всех региональных отделений Британского совета в России за исключением центрального офиса в Москве. Об этом говорится в официальном сообщении МИДа России. Представитель российского внешнеполитического ведомства Михаил Камынин отметил, что речь идет о замораживании работы отделений, и реализация всех текущих проектов будет остановлена.
Источник: ИА РОСБАЛТ