Пособие для бывших заключенных
18 июля отмечен в календаре как Международный день защиты прав заключенных, или День Нельсона Манделы. В этот день Международная тюремная реформа (PRI) в Центральной Азии совместно с комитетом уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД, комиссией по правам человека при Президенте РК и общественным советом по вопросам деятельности ОВД провела в Астане “круглый стол”. Встреча была посвящена ресоциализации осужденных, которая, как заявил один из участников, начинается в первый день попадания человека в орбиту уголовного судопроизводства.
– В 30 странах PRI проводит День Нельсона Манделы в разных форматах: лекции в тюрьмах, обучающие мероприятия для правоохранителей. Где-то на площадях, например в Африке, собираются люди, отмечают этот день. На Генассамблее ООН в 2015 году большинство стран проголосовали за принятие правил Манделы, – сказал региональный директор PRI в ЦА Азамат ШАМБИЛОВ.
Правила Манделы – это минимальные стандартные правила обращения с заключенными, предусматривающие в том числе запрет на пытки. Правила внедряются в уголовно-исполнительную систему республики.
Для создания национальной системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, утверждена соответствующая Комплексная стратегия на 2017–2019 годы.
В рамках стратегии учреждения КУИС реализуют проект “Встреча у ворот” – освобождающимся из колоний лицам сообщают, где они могут найти ночлег на первое время, как восстановить документы и найти работу, какие услуги могут получить от государства.
Кстати, об услугах. Как сообщил начальник управления по надзору за законностью в спецучреждениях и пробации Генпрокуратуры Нурлыбек АБДРАИМОВ, в Павлодарской области надзорный орган добился того, чтобы в бюджет области заложили деньги для выплаты вчерашним сидельцам едино-временных пособий.
– Их признают лицом, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и выдают пособие – средства на первое время после освобождения. Также мы добились, чтобы социальные места, общественные работы выдавались с приоритетным правом (трудоустройства) освобожденного. Еще мы ориентируем учреждения на подготовку осужденных лиц по специальностям, востребованным в конкретном регионе. Например, в ВКО обучают профессиям, которые не нужны в Атырауской области. А ведь очень важно, чтобы после освобождения человек мог трудоустроиться – рецидив в 70 процентах случаев совершают безработные, – подчеркнул Абдраимов и добавил, что экс-заключенных среди прочего обучают азам предпринимательства.
Так, в ЮКО за 6 месяцев выделили более 5 миллионов тенге на стартапы вчерашним невольникам.
– А вообще, главная цель – не оказание социально-правовой помощи. Надо говорить о качестве помощи, чтобы человек, получив весь пакет помощи, не вернулся в тюрьму. В этом случае это будет означать крах всех наших проектов, – высказался представитель Генпрокуратуры.
Как проинформировал представитель комитета административной полиции Вадим ЯЦЕНКО, по итогам первого полугодия в РК наблюдается снижение рецидивной преступности среди освобожденных из МЛС и тех, кто получил условную меру наказания за уголовные проступки – на 10,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Повернулись лицом
Отметим: не менее чем за год до освобождения заключенного администрация учреждения должна уведомить местные акиматы, ОВД, службу пробации по избранному осужденным месту жительства о наличии жилья, трудоспособности.
Как сообщили в КУИС, за полгода в отношении 10 578 лиц, состоящих на учете службы пробации, составлены индивидуальные программы ресоциализации. 881 человек был трудоустроен, лечение получили 1 990, образование – 56 человек, психологическое сопровождение – 4 037. Документы восстановили 77 бывшим заключенным.
Лицом к бывшим зекам и условно осужденным повернулись и в столичном акимате.
– Работодателям Астаны установлена квота рабочих мест в размере 1 процента от общей численности. На 1 июля в управление занятости и соцпрограмм обратились 26 человек, на постоянную работу из числа освободившихся из МЛС направлены 20 человек, на общественные работы – двое, на профобучение – два человека. Также к нам обратились 13 лиц, находящихся на учете службы пробации, 10 из них трудоустроены на постоянную, двое – на общественную работу. Профобучение получает один человек, – сообщила руководитель отдела по работе с социально уязвимыми слоями населения акимата Роза БАЙСАЛБАЕВА.
Глава PRI в ЦА после этого выступления вспомнил, как когда-то сотрудники акимата выгоняли правозащитников из кабинетов.
– У вас есть КУИС, МВД, нам не нужны ваши зеки – у нас есть инвалиды, многодетные матери, говорили нам в акимате. Получается, что нам и коллегам удалось “достучаться до небес”. И это крайне важно, поскольку акиматы играют ключевую роль в ресоциализации лиц, освобождающихся из МЛС, – подчеркнул Азамат Шамбилов.
Однако размеры выделяемых для вчерашних заключенных квот слишком малы, продолжил региональный директор PRI в ЦА.
– Ежегодно в Астане освобождается более 500–600 человек, в столицу приезжают экс-заключенные из разных регионов. Я лично изучал, как выдаются квоты в различных организациях: огромные корпорации, имеющие представительства по всему миру и в Казахстане в том числе, – эти компании обманывают нас с вами. Там говорят: “Мы берем на работу косых, немых, больных, теперь вы хотите, чтобы мы и зеков брали?”. Компании, зарабатывающие бешеные деньги на территории Казахстана, не несут социальной ответственности! – возмутился правозащитник.
Как заметил по этому поводу представитель Генпрокуратуры, с прошлого года введена административная ответственность работодателей, не принимающих на работу данную категорию граждан.
Освобожден от маршировки
Председатель общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Астаны Руслан ОЗДОЕВ обратил внимание участников встречи на другую проблему.
– Мы поговорили о ресоциализации. Я хочу сказать об этом на примере СИЗО – человек не должен бояться, во-первых. Однако нас заставляют бояться. Как это происходит? Человека помещают (в СИЗО) и бреют налысо. Зачем это делается? Он еще не осужденный! Потом начинается обучение – как вести себя… Кто дал им (администрации учреждений) право требовать маршировать? Мне говорят: ну что, это же красиво (когда маршируют). При чем здесь красиво, когда маршируют люди разных возрастов, разного состояния здоровья? Придумали даже освобождение от маршировки, которое выдают в медчасти учреждений, – сказал Руслан Оздоев.
Азамат Шамбилов подтвердил слова коллеги.
– Ко мне поступают жалобы родственников тех, кто находится в СИЗО. Я знаю больших лиц, которые попадают в места лишения свободы, – разные министры, их родители нам писали. Я говорю, что ничего не могу сделать, я их не выбривал – обращайтесь в КУИС.
Очень остро вопрос бритья будет стоять в 2019 году в Комитете ООН против пыток. Через бритье головы передаются различные заболевания. Мы обеспечиваем каждого заключенного под стражу бритвами, мы покупаем 36 тысяч бритв ежемесячно, ежегодно?! Я понимаю, в целях избежания радикализации бороду сбривают, но почему головы?.. Для избежания различных казусов, заболеваний, в целях гигиены мы должны избежать выбривания наголо людей, – уверен глава PRI в ЦА.