Именно тогда появилось понятие «кооперативные ларьки», ассоциирующиеся у граждан советской формации с дорогими кооперативными магазинами, где все товары и продукты стоили на несколько порядков выше, чем в обычных торговых точках.
В то время страна превратилась в громадный стихийный рынок — выгнанные в длительные временные отпуска рабочие заводов и оставшиеся без заработной платы учителя и врачи вынуждены были торговать с земли низкокачественным турецким и китайским ширпотребом.
Ветер перемен стих, многие из вынужденных торговцев либо выехали за рубеж на постоянное место жительство, либо вернулись на прежнее место работы (по крайней мере, врачи и учителя), но стихийная торговля однажды начавшись, не прекратила своего существования.
Очаги этого заболевания, свойственного именно переходному периоду, постоянно вспыхивают в различных местах каждого крупного населенного пункта Казахстана. Власти борются с ней разными способами, но победа дается тяжким трудом, а результат оказывается незначительным.
Стихийная торговля обязательно возникает рядом с крупными рынками, она просто бурлит у любого большого гастронома или супермаркета, на автобусных остановках. Словом, там, где в течение дня проходят тысячи горожан. Даже у маленького магазинчика на углу обязательно будет сидеть бабушка с лотком, на котором разложены дешевые леденцы, жевательная резинка и сигареты. Расчет прост — из десяти проходящих мимо человек, один обязательно купит что-нибудь.
Тараз сегодня борется за звание цивилизованного города. Действие это сопровождается постоянной борьбой с очагами стихийной торговли. Но, судя по всему, даже при всем желании, вылечить эту болезнь можно только радикальными мерами.
К ним относятся решения органов местного самоуправления о запрете торговли товарами народного потребления и продуктами питания без разрешения и совместные мероприятия городских санитарных врачей и департамента внутренних дел Жамбылской области. Судя по недавнему отчету, предоставленному территориальным управлением Госсанэпиднадзора акимата Жамбылской области по городу Таразу за подписью Маржанкуль Актановой, все стихийные рынки на территории областного центра ликвидированы.
Однако на деле не все так радужно и безапелляционно, как кажется. Да, прекратил свое существование рынок на углу улиц Момыш-улы и Сейфуллина, Абая и Петрова. Но до сих пор находится на контроле вопрос прекращения стихийной торговли у рынков «Ысты» и «Ынтымак». Несмотря на предписания, направленные в адрес ДВД области, руководители рынков никак не могут совладать с желанием увеличить собственную прибыль за счет «коробейников», торгующих за пределами принадлежащих им территорий.
Можно сказать, что городскими властями одержана победа над несанкционированной торговлей в центре города. Здесь убраны все ларьки, не соответствующие эстетическим и санитарным нормам, установки по изготовлению кур-гриль водворены под приятного вида навесы. Но и здесь можно встретить небольшие «прыщики» — тетушек, предлагающих жареные пирожки подозрительной рецептуры. Так и видишь, что в тесто всыпали приличную жменю пищевой соды. Съел такой пирожок и гастрит обеспечен надолго.
Кстати, сегодняшние «коробейники» — это совершенные мобильные группы, оборудованные малой техникой — колясками, куда умещается весь товар. Как только на горизонте появляется представитель правоохранительных органов либо городского акимата, они моментально сворачиваются и передислоцируются в другое менее опасное, но не менее людное место.
Впрочем, от этого уровень опасности для потенциального потребителя не снижается — ни разрешения на торговлю скоропортящимся продуктом питания, ни санитарной книжки вы у них никогда не допроситесь.
И что интересно, на протяжении шести лет я лично на одних и тех же местах вижу одни и те же лица. Другие люди здесь не встанут — территория давно поделена (вспомните детей лейтенанта Шмидта), а за нарушение конвенции наказание следует немедленное и жестокое.
— Куда смотрит полиция? — часто вопрошает обыватель.
Отвечаю, полиция смотрит, куда надо. К примеру, когда в городе проводятся серьезные праздничные и общественно-политические мероприятия, вы не увидите в центре города ни одного «коробейника». Их просят в эти дни на площади и вблизи ее не появляться.
А вот в обычные дни у стен филиала Казкоммерцбанка (практически у самой центральной площади города) постоянно ошиваются лоточники и нищие, которые приходят сюда как на работу и отбывают свой срок — с 8 утра до 8 вечера — до тех пор, пока люди ходят.
— Куда смотрит полиция? — время от времени этот вопрос звучит из уст глав областного и городского акимата.
Тогда представители ДВД области начинают объяснять, что серьезных мер по пресечению стихийной торговли и попрошайничества принять невозможно ввиду отсутствия в законодательстве соответствующих статей. Даже к административной мере наказания, к примеру, того же «нищего» можно привлечь только за нарушение Правил дорожного движения — когда он мечется на перекрестке между крутыми иномарками, собирая подаяние и постоянно рискуя быть задавленным насмерть. Ведь в нашей стране человек может зарабатывать на пропитание «любым законным способом».
Вот и пользуются этой брешью в законодательстве те, кто уже не может прожить без своей ручной тележки, на которую ежедневно грузятся пирожки и напитки, жевательная резинка и сигареты; кто уже ни за какие деньги не сможет сидеть в душном офисе, потому что привык работать на свежем воздухе, разглядывать прохожих и обсуждать события, происходящие в стране с юродивым Пашей, приезжающим к месту работы на собственных «жигулях» шестой модели.
А крупные очаги стихийной торговля с каждым годом отступают от центра города к окраинам — в микрорайоны, где все чаще слышатся голоса протеста против этой приметы переходного периода. Потому что жители хотят жить цивилизованно, покупать продукты питания в супермаркетах, открывающихся на каждом углу.
И постоянно в душе возникает неприятный осадок, когда проходишь мимо разложенных прямо на тротуаре нижнего белья и полотенец китайского производства. Но параллельно возникает мысль, что и этой женщине надо жить, кормить детей и мужа, не желающего искать работу, в то время как в городе открываются новые производства.
И почему-то я никак не могу понять, почему на том же рынке «Ынтымак» пустуют торговые ряды, а торгующие размещаются рядом с оградой. Я специально поинтересовалась у бойкой женщины, предлагающей прохожим молочные продукты в бэушных баклажках, почему она не хочет встать за прилавок.
— А почему это я должна стоять в третьем ряду, когда здесь люди чаще проходят, — удивилась она, а на вопрос по поводу налога, ответила, что каждый день платит сто пятьдесят тенге некой Галие.
— А талон вам выдают?
— Какой талон? Первый раз об этом слышу.
Вот так и получается, что борьба со стихийной торговлей у нас напоминает сражение с ветряными мельницами. Вроде бы победа одержана, а результат пока на отличный не тянет. Только удовлетворительный. Удовлетворяющий всех, кто получает выгоду от стихийной торговли и всячески поощряет ее существование. Но очень хочется надеяться, что те, кому по долгу службы положено пресекать подобные негативные факты, отнесутся к своим обязанностям со всей ответственностью. Ведь от этого зависит здоровье людей, их отношение к родному городу. От этого зависит вера в справедливость, в результате которой возникают патриотические чувства у подрастающего поколения. Потому что очень часто многие из нас повторяют фразу: «Хотим жить цивилизованно»…
Как знать, может и наступит скоро такое время, когда канет стихийная торговля в Лету, и будем мы вспоминать о ней, как вспоминаем сегодня о том, что единственным местом в городе, где можно было купить импортную вещь, был «Толчок», от которого только название жилого района осталось.
Но точно знаю, что никогда не буду жалеть, не видя бабушки, торгующей на углу моего дома сигаретами…