Поскольку гараж ни одному из нас не светит, то мы пришли к взаимному пониманию и обязались соблюдать условные границы прилегающей территории. А жены наши составили меморандум о товарообмене консервированной дачной продукцией. Подписание меморандума состоялось в торжественной кухонной обстановке. Стороны обменялись баночками с огурцами и помидорами, после чего был дан банкет по случаю этого исторического события.
Каково излагаю? Скажете, крыша поехала? А на мой взгляд, весьма в духе текущего момента. Ведь сейчас в стране — время меморандумов. По городам и весям пошла волна подписания сих документов между властями и производителями хлебо-булочной продукции, а также между властями и владельцами торговых точек. Об этом добросовестно сообщают пресс-релизы органов исполнительной власти, а вслед за ними газеты и ТВ.
Мне-то, темному, всегда казалось, что слово это — из более высоких сфер и находится в несколько иной весовой категории, нежели результат встречи акима города Урюпинска с хозяином местного базарчика. Предчувствия меня не обманули.
Вот что сообщает по этому поводу энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Меморандум (лат. memorandum, буквально — то, о чем следует помнить) — дипломатический документ, памятная записка, излагающая взгляд правительства на какой-либо политический вопрос, вид дипломатического акта». То есть меморандум между государствами — это нормально, звучит логично, внутреннего стилистического беспокойства не вызывает.
Дипломатический акт, заключенный в деревне Малые Пупки на предмет стоимости буханки хлеба? И смешно, и грустно. Что это: ренессанс пристрастия к заковыристым малопонятным словам? Помните: плюрализм, консенсус? Вроде бы уж вдоволь поострили над выспренными трибунными речами и даже успели подзабыть. И вот опять… С чьей-то неграмотной руки пошло гулять словечко по стране. А впрочем, что удивляться! К примеру, депутаты парламента нашего обращались в Конституционный совет с официальной просьбой разъяснить им, что такое ратификация. А то они ратифицировали-ратифицировали без передышки международные конвенции разные, а значения слова, как выяснилось, не понимали. Так бы и продолжался процесс, но нашелся какой-то юрист, заметивший, что «часть международных договоров оказалась выше законов РК» (цитата из депутатского запроса). И теперь меня мучает сакраментальный вопрос: интересно, а знают ли депутаты, явившие белому свету дивный пример необразованности, что такое меморандум?
Мой знакомый американец на днях осторожно поинтересовался, почему у нас так: сначала цены резко скачут вверх, а уж потом начинаются экстренные заседания правительства, призванные их «обуздать»? Разве не разумнее — наоборот, ведь уже подскочившие цены такими и останутся, никто их снижать не будет? Что я мог объяснить этому засланцу построенного капитализма? Мы-то — люди привыкшие к телеге впереди лошади. Но зато я поделился наболевшим — да-да, о меморандуме. Одно удовольствие было смотреть, как американец глазами хлопает. Когда же я сообщил, что у нас еще и мораторий объявляют на повышение цены на хлеб (в соответствии с принятым меморандумом), он даже очки от растерянности снял. То-то, знай наших!