Борьба за инвестиции: прозрачно и во всеуслышание - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+12 °C
Алматы
2024 Год
6 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Борьба за инвестиции: прозрачно и во всеуслышание

Борьба за инвестиции: прозрачно и во всеуслышание

Казахстан может подняться сразу на 20 мест в рейтинге Всемирного банка "Защита инвесторов". Сейчас по этому показателю республика занимает 53-е место.

  • 28 Декабря 2009
  • 1561
Фото - Caravan.kz

Это стало возможным после принятия Закона «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования законодательства РК о платежах и переводах денег, бухгалтерском учете, и финансовой отчетности финансовых организаций, банковской деятельности и деятельности Национального банка».
Данный закон ввел поправки и дополнения в Закон «Об акционерных обществах», повышая уровень защиты инвесторов за счет раскрытия информации.

Теперь директора должны в обязательном порядке предоставлять общественности годовые отчеты акционерных обществ (АО), раскрывая в них любые сделки с заинтересованностью и публиковать их в средствах массовой информации.

Специалисты считают, что данное требование повысит прозрачность финансовой отчетности АО и поспособствует привлечению иностранных и отечественных инвестиций в Казахстан за счет предоставления дополнительной информации для оценки рисков инвестирования.

«Вероятно, Казахстан должен переместиться на 15-20 мест вперед из-за того, что изменились требования к раскрытию информации. Точные данные будут известны к июню следующего года, когда Всемирный банк начнет подводить итоги. Закон об акционерных обществах сейчас будет обязывать, чтобы финансовая отчетность с раскрытием информации полностью публиковалась в СМИ. Под раскрытием информации имеются в виду бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах. В СМИ должна печататься не только информация о движении денежных средств и об изменениях в капитале, но так же должны в примечаниях указываться вопросы, раскрывающие те или иные статьи. Грубо говоря, все эти цифры должны быть разъяснены», — говорит Виктор Продедович, консультант проекта USAID по улучшению бизнес-среды.

Особо пристальное внимание — на сделки с заинтересованностью или сделки, которые проводятся аффилиированными лицами компании, у которых в потенциале может иметься интерес. Это лица, которые могут либо контролировать компанию, либо оказывать влияние на принимаемые ею решения.

В таких случаях требуется максимальная прозрачность, потому что имеется много случаев корпоративного воровства, мошеннические операции и другие моменты, связанные с недобросовестностью и злоупотреблениями.

«Если мы говорим злоупотребление, нам более менее понятно. Потому что есть соответствующая статья по мошенничеству, когда виден явный умысел, что описано соответствующей статьей уголовного кодекса. Но есть вопросы «серой зоны», когда аффилиированное лицо то ли голосовало, то ли не голосовало, или каким-то образом иначе повлияло на решения внутри компании. Тогда в итоге выходит, что миноритарные акционеры неизвестно как получат свою выгоду. И получат ли они ее вообще — через распределение дивидендов, через рост акций, потому что может произойти перераспределение этих имущественных благ.
Заинтересованные лица в долгосрочной перспективе болеют за повышение стоимости компании, хотят получать дивиденды для удовлетворения своих экономических интересов. Но бывают сомнительные сделки, там, где они пытаются получить личные выгоды — и вот здесь их очень сложно определить и поймать за руку», — считает Виктор Продедович.

Сегодня специалистами ведется работа, чтобы в казахстанском законодательстве появились нормы, по которым информация по сделкам раскрывалась бы, заранее была утверждена соответствующим образом, целесообразна в экономическом плане для общества, чтобы у нее имелся понятный рыночный характер.

Стоит отметить, что по раскрытию информации у Казахстана, достаточно хорошая ситуация — 7 из 9 возможных баллов. Балльная система определяется по методологии выработанной Всемирным банком.

Относительно инвесторов, в этом случае рассматривается конкретный сценарий, когда лицо, которое контролирует деятельность акционерного общества, заключает сделку явно в ущерб ему в целом. Но так как это лицо — доминирующий акционер, оно может эту сделку провести в жизнь через личное давление, с той компанией, с которой оно аффилиировано. Таким образом, акционерное общество от этой сделки не получает конкретной выгоды, в отличие от заинтересованного лица, которое заключает сделку не с какой-то любой сторонней компанией, а с той, одним из собственников которой и является.

Всемирный банк рассматривает, как в этом случае могут действовать миноритарные акционеры, чтобы защитить свои права. И вот тут самое главное — раскрытие информации по сделке для того, чтобы акционеры могли понять, что и как происходит.

В качестве примера эксперт приводит образное сравнение: «Например, если на вампира направить солнечные лучи, он тогда ложится в гроб, закрывается крышкой и все его действия закончены. Так и здесь: мы проливаем свет на эту сделку и смотрим, насколько она раскрывается в информационном плане — предоставляется ли вся информация на суд совета директоров, полностью ли раскрываются все существенные моменты сделки. После того как сделка состоялась, каким образом она была проведена в финансовой отчетности, как периодическую — ежегодную, так и оперативную информацию в ее ходе миноритарные акционеры должны получать. Тогда у них будет возможность на что-то влиять, решать каким образом они будут защищать свои права».

Всего «Защита инвесторов» состоит из трех компонентов: помимо раскрытия информации компании существуют еще индекс ответственности директоров и легкость судебного преследования.

По индексу ответственности директоров у Казахстана сейчас только 1 балл из 10 возможных по шкале Всемирного банка.

На данный момент по этому пункту уже подготовлен законопроект, основная работа по нему ведется Агентством финансового надзора РК, сам документ обсуждается на рабочей группе состоящей из 30 человек, под председательством зампреда АФН Алины Алдаберген.
Предположительно, что уже к 1 января данный законопроект должен поступить в правительство РК.

«Конкуренция по этим вопросам в различных странах довольно жесткая, потому что борьба за инвестиции ведется постоянная, и все страны пытаются улучшить свое законодательство. Даже небольшие изменения резко влияют на место в рейтинге той или иной страны. Чем ближе к первому месту, тем более ужесточается гонка. И если Казахстану для перехода на 15-20 позиций вверх с 53-го места надо сделать всего лишь увеличение на 2-3 балла, то дальше требования сложнее. Для того, чтобы приблизиться к верхней точке надо набирать еще больше очков. Например, 5 баллов, чтобы сдвинуться на 5-6 мест. Однако, эта гонка не должна быть бессмысленна — она должна влиять на экономическую целесообразность деятельности АО и экономики страны в целом», — резюмирует Виктор Продедович.