По его мнению, необходимо законодательно разделить беттинг (спортивные ставки) и традиционные азартные игры, а также радикально разобраться с деятельностью подпольных онлайн-казино, из-за которых в Казахстане появляется подавляющее большинство игроманов.
«Почему сегодня акцент сделан только на беттинге, почему никто не рассматривает вопрос о ставках в онлайн-казино, которые запрещены законом?» – задаётся вопросом парламентарий в своём Instagram.
По его словам, «Казахстан стал Меккой теневого, нелегального игорного бизнеса». Основной отток денег из РК – более 4 трлн тенге – ежегодно идёт именно через нелегальный игорный рынок, констатирует Магеррамов.
«По данным экспертов-психологов, 95% лудоманов – это игроки онлайн-казино и игровых автоматов, где исход управляется владельцами казино, а жертвами становятся игроки в погоне за быстрыми выигрышами. Это напрямую связано с психологическими трудностями, финансовыми, социальными проблемами, увеличением краж и других преступлений», – отмечает депутат. По его мнению, Казахстану нужно использовать успешный зарубежный опыт в этой сфере, системно подходя к задачам борьбы с лудоманией.
Депутат предлагает усовершенствовать действующие регламенты по трём направлениям. Во-первых – разделить понятия пари (беттинг, букмекеры) и азартной игры (казино, залы игровых автоматов). «Нужно вывести регулирование букмекерской деятельности и тотализатора в отдельный самостоятельный отраслевой Закон «О пари», который будет содержать однозначно трактуемый понятийный аппарат, нормы, направленные на противодействие развитию лудомании, нелегального букмекерского бизнеса и тотализаторов, актуальные квалификационные требования к получателям лицензий и другие аспекты регулирования», – считает Магеррамов.
Речь идёт о ключевом различии между традиционной азартной игрой, где всё определяется исключительно случайностью (совпадением цифр рулетки, выпавшей картой и т. д.) и спортивными ставками, где предугадывание результата спортивного матча или поединка во многом определяется знаниями в данной сфере спорта, анализом турнирных таблиц, сильных и слабых сторон соперников и т. д. Во многих развитых странах сфера «слепого азарта» (казино, игровые автоматы, лотереи и т. п.), действительно, регулируется раздельно со сферой спортивных ставок. Здесь играет роль в частности и то, что сфера беттинга (букмекерская индустрия) оказывает огромную спонсорскую поддержку как большому спорту, так и массовому, и детскому. По мнению Магеррамова, Казахстану нужно по примеру развитых стран тоже построить регулирование так, чтобы лицензированные (легальные) букмекеры имели возможность больше спонсировать команды и массовый спорт, и чтобы их не смешивали с казино, картами и другими сферами «слепого азарта».
Во-вторых, отмечает парламентарий, нужно технически обеспечить исполнение действующего закона о полном запрете онлайн-казино на территории Казахстана. Депутат подчёркивает, что именно незаконные онлайн-казино являются основным источником лудомании в стране, притом что в подавляющем большинстве люди даже не знают о том, что делают ставки на подпольных площадках.
Стоит отметить, что данное наблюдение вполне соотносится с мировой практикой. Так, например, согласно данным исследования, проведённого в 2020 году Американской игорной ассоциацией, 52 % лиц, делающих ставки, пользовались услугами незаконного рынка в Сети, при этом 82 % были очень удивлены, узнав, что они делают ставки на незаконных сайтах.
Третий момент, который, по мнению Магеррамова, должен быть тщательно проработан законодательно – это создание по примеру цивилизованных стран условий для культурного, цивилизованного бизнеса в сфере спортивных ставок. В том числе – «пересмотреть условия налогового законодательства, чтобы это увеличило поступления в государственный бюджет за счёт привлечения международных компаний-инвесторов, которые будут приносить технологии бизнеса. Эти же компании дадут решение социальных вопросов в эффективной борьбе с лудоманией, они же обеспечат увеличение финансирования казахстанского спорта, тем самым сократят финансирование спорта со стороны государства», – считает парламентарий.
Очевидно, предлагаемые Магеррамовым меры по решению проблемы незаконных онлайн-казино диктуются мировым опытом. Подпольная игорная индустрия тесно срослась с глобальным криминалом. В исследовании ООН «О коррупции в спорте» приводятся данные о том, что мировой оборот незаконных ставок на теневых рынках достигал в 2020 году 1,7 трлн. долларов США. «Учитывая масштабы оборота незаконных ставок, этот род деятельности весьма привлекателен для транснациональных организованных преступных групп как средство отмывания денег… По оценкам, от 75 000 до 250 000 человек работают в оффшорной индустрии ставок и связанных с ними кибермошенничествах в четырёх юрисдикциях, охваченных настоящим отчётом. Десятки тысяч людей содержатся в условиях современного рабства для работы в организованных нелегальных ставках и кибермошеннических операциях по всей Юго-Восточной Азии. Людей нанимают по ложным объявлениям о работе, отбирают у них паспорта и держат в общежитиях, пристроенных к полностью закрытым помещениям казино, в качестве принудительного труда для продвижения сайтов нелегальных ставок и участия в кибермошенничестве», – говорится в допументе.
Безусловно, законодателю в Казахстане есть смысл серьёзно поработать над тем, чтобы страна не кормила этот чёрный рынок триллионами тенге, бесконтрольно плодя при этом игорную зависимость и патологическое влечение к азарту среди населения. Опыт развитых стран, где уже давно найдены эффективные инструменты борьбы с подпольной игорной сферой, здесь действительно был бы полезен для изучения.