Борьба с курением или бои без правил? - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
0 °C
Алматы
2024 Год
6 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Борьба с курением или бои без правил?

Борьба с курением или бои без правил?

На волне недавно принятого Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" продолжаются проверки субъектов малого и среднего бизнеса в сфере общепита. Причем, ими интересуются не только правоохранительные органы, но и различные общественные организации, волонтерские движения.

  • 15 Декабря 2009
  • 1862
Фото - Caravan.kz

Не секрет, что после вступления в действие Кодекса многие пункты общественного питания столкнулись с серьезными трудностями. С одной стороны, закон не запрещает курение в ресторанах — курить можно в выделенных для этого специальных местах. Но тогда почему многие заведения предпочитают тотально запретить курение? Дело в том, что единственные требования к оборудованию данных специальных мест были прописаны в Приказе Минздрава от № 641 от 28 августа 2003 года, который (что видно даже по дате) морально устарел и сегодня технически невыполним.
Судите сами. Выдержка из приказа: «Площадь, выделенного помещения для курения должна предусматриваться из расчета не менее 4 м2 на одного курящего, в часы их наибольшего скопления». Получается, что для одновременно курящих, например, всего 10 человек потребуется 40 кв.м. Каким образом осуществить соответствие приказу, если речь идет о популярном ресторане, где по вечерам могут собираться до 100-200 человек?
Дальше. Специальное место для курения согласно тому же документу должно быть оборудовано: «мебелью, из негорючих материалов, для отдыха курящих, в соответствии с требованиями действующих СНиП; огнетушителем и ящиком с песком«. А теперь представьте себе «мебель из негорючих материалов» где-нибудь в 5-звездочной гостинице или дорогом ресторане? А ящики с песком — там же? Неужели не получается?
Вот почему так необходимы новые правила для курительных зон с учетом реалий казахстанских мест питания, привычек нашего населения и интересов бизнеса. Очередным, хорошим и полезным на первый взгляд нововведением, можно превратить курильщиков (не забывайте — наших с вами сограждан) в изгоев, а владельцев многочисленных ресторанов и кафе заставить терпеть убытки на фоне и так неблагополучного состояния экономики.
При отсутствии четких правил по требованиям к оборудованию специальных курительных мест и жесткой конкуренции среди ресторанов и кафе, тем более в свете экономического кризиса, сегодня нередки непреднамеренные нарушения положений Кодекса в отношении запрета на курение: отдыхающие, невзирая ни на что, закуривают в кафе и ресторанах. Проблема обсуждается и в СМИ, но многие владельцы пунктов общественного питания при всем своем желании не могут соответствовать требованиям Кодекса.
Мало того, одновременно разыгрывается карта якобы нарушений заведениями общепита Закона «О рекламе» в отношении табачных изделий. Согласно мнению представителей ДВД и некоторых общественных организаций, торговое оборудование с пачками сигарет, расположенное на барных стойках в кафе и ресторанах — реклама табачной продукции и прямое нарушение закона.
Чтобы прояснить вопрос о возможном несоответствии еще и Закону «О рекламе», мы обратились не к табачным компаниям, которые, как и положено любому бизнесу, преследуют свои интересы, и не к менеджерам ресторанов, использующих данное оборудование, а к независимой юридической компании — c просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.
На вопрос «является ли нарушением рекламного законодательства наличие стеклянных подставок для сигарет, пусть даже и с подсветкой в пунктах общественного питания?», директор НИИ финансового и налогового права, к.ю.н. Е.В. Порохов ответил следующее:
«Прежде всего, нарушение это закона «О рекламе» или нет, может констатировать только уполномоченный государственный орган. МВД и представители любой общественной организации не являются таким уполномоченным государственным органом в области рекламы.
Согласно КоАП, районный территориальный суд или органы акимата вправе рассмотреть вопрос и принять решение. Если уполномоченный орган примет решение, что наличие разных подставок для сигарет в местах общественного питания является рекламой, и, тем самым, заведения общепита нарушают действующий запрет на рекламу табачных изделий, то только в этом случае кафе и рестораны будут обязаны убрать это торговое оборудование. Но до тех пор, пока нет конкретного решения по каждому случаю признания торгового оборудования рекламой, я бы не спешил с обвинениями и тем более со штрафами на владельцев кафе и ресторанов.
Более того, я бы рекомендовал владельцам кафе и ресторанов отстаивать свои права и не поддаваться на провокации по требованиям не уполномоченных лиц убрать торговое оборудование, которое, как я полагаю, являются их частной или арендованной собственностью. Ведь таким же образом в барах расставлены бутылки с горячительными напитками, что, при желании, также можно расценить как рекламу алкоголя, которая, как известно, запрещена»
.
Подытожим. Вопрос не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Да, курить — плохая привычка, вредная во всех смыслах и не только для самого курящего. Но одними запретительными мерами проблему не решить. Это мы уже проходили не раз: чрезвычайно часто поспешные, непродуманные решения приносят неудобства и проблемы одним людям и возможности для злоупотреблений — другим.
Вот для чего и требуются четкие правила игры и ясно прописанные правила и законы, не позволяющие никакой стороне конфликта вольных трактовок.