Основная цель ССК – “построение гармоничного общества”.
Главная ценность такого общества – честность, которая должна проявляться во всем: от поведения в Интернете до почитания родителей.
В урезанном виде ее элементы уже запущены в нескольких городах. В более жестком виде в Ханчжоу. В 2017 году такой же проект был представлен в Шанхае. Но в варианте помягче. Города, видимо, выбраны не случайно. Шанхай – мегаполис, финансовый центр со множеством фабрик и главный порт. Ханчжоу – исторический центр, притягивающий миллионы туристов.
ССК работает на основе технологии BigData и нейросети. Все разработки основаны на системах расчета кредитоспособности человека, которые используют коммерческие банки. Но немного расширенных под нужды правительства.
BigData – это весь объем несвязанной информации о человеке. Например, история его поиска в Интернете, действий в соцсетях, покупки в Интернете, данные о передвижении, полученные через GPS в телефоне…
Данные предоставляются из 142 учреждений. ССК отслеживает такую информацию, как академическая успеваемость, сыновья почтительность, аккуратность погашения банковского кредита, соблюдение правил дорожного движения, оплата коммунальных услуг, использование безналичных денег, судебные решения. Всего учитывается 160 тысяч параметров поведения. Большой брат за работой? Меня заковали в цепи и содержали как опасного преступника: Истории арестованных в Китае казахстанцев
Полученные данные обрабатываются по заданным алгоритмам. На основе информации выстраивается индекс благонадежности того или иного человека. Например, если кто-то 10 часов в день играет в компьютерные игры, то это однозначно бездельник. А если человек покупает подгузники, то он, видимо, родитель с высоким чувством ответственности. Регулярно берешь успокоительное в аптеке – в личном деле ставится пометка о подозрении на психоустойчивость.
К этой же системе подключено видеонаблюдение, которое может идентифицировать человека.
Если камера увидит брошенный мимо урны окурок – получишь минус. Помог бабушке перейти дорогу – плюс.
Для полного счастья реализована система доносов: увидел, как нагадил сосед, сообщи и получишь 5 баллов кредита. Видимо, со счета соседа.
Например, жительница Ханчжоу попыталась пройти в метро по проездному билету своего сына. Контролер это обнаружил и оштрафовал женщину. Правонарушение уже подпортило рейтинг дамы.
В пилотном проекте компании Sesame Credit каждому человеку дают 600 баллов. Через определенный период определяется рейтинг, и население можно ранжировать на категории по шкале от 350 до 950 баллов. С рейтингом в 600 можно взять кредит.
Начиная с 650 баллов можно брать в аренду автомобиль без залога, получить быструю регистрацию в отелях. Заработали более 700 – экспресс-оформление разрешения на поездки в Сингапур. При рейтинге в 750 баллов – получить шенгенскую визу.
И наоборот – обладателей низких рейтингов подвергнут санкциям. В списке запрет на работу в госучреждениях, отказ в соцобеспечении, тщательный досмотр на таможне, отказ в авиабилетах, запрет на посещение ресторанов, запрет на обучение детей в частных школах, запрет на выезд за рубеж, отказ в покупке товара в кредит. И даже медленный Интернет. Иезуитское наказание!
Фактически ССК определяет ценность конкретного человека для общества. В данном случае для китайского. При этом у гражданина практически не остается личного пространства. Так как информация о рейтинге находится в открытом доступе, то это влияет и на него самого, и на его окружение. Теперь вполне можно попросить официанта найти себе место рядом с людьми с высоким рейтингом. Или отказать в общении тому, кто значительно “ниже” в списке, чем ты. Есть риск, что регулярное общение с париями может навредить “аристократу”…
Казахстан движется примерно в этом же направлении. В феврале в Астане начался проект по идентификации граждан по фотографии и отпечаткам пальцев.
Пока в проекте будут участвовать только добровольцы. Но им уже капают бонусы: они будут освобождены от нужды носить с собой документы. В том числе удостоверение личности. Чего Казахстану стоит ожидать от революционных перемен в Китае
Наша полиция уже собирает отпечатки пальцев. При получении паспорта или удостоверения. А у постоянно проживающих в стране иностранцев – при оформлении визы или вида на жительство. В Астане же работает интеллектуальная системы видеоконтроля, анализа и прогнозирования “Сергек”. В этом году в нее начали вводить алгоритм распознавания лиц. Во дворах тоже устанавливают камеры. Кстати, за наш счет.
Кредитные истории людей вполне доступны. У минюста есть своя база персональных данных.
Все элементы для создания такой же системы, как и в Китае, уже есть. Достаточно их объединить – и, пожалуйста, вся жизнь человека как на ладони.