Тезис о том, что разницы между сельскими и городскими школами в стране быть не должно, поднимается регулярно и на протяжении нескольких лет. Но можно ли сказать, что в этом вопросе есть позитивные сдвиги, как и конкретные тенденции к значительному сокращению разрыва между образованием в городе и селе? Или же ситуация по-прежнему выглядит удручающей?
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz задал эти вопросы отечественному эксперту в сфере образования и директору Бюро образовательных технологий UniverSity Жанне Мендыбаевой.
— Всего в стране – 7550 школ, малокомплектные школы – 2 753. Общая численность учеников – 3,6 миллиона человек. Около ¾ школ – сельские, остальные городские. Все это – данные Министерства просвещения.
Школы страны работают по одному ГОСО (государственный общеобязательный стандарт образования). Трудно сказать в отношении всех школ страны что-то о позитивных или негативных сдвигах, потому что базовой информации нет в публичном доступе: нет актуальных данных на 1 сентября 2022 года, нет информации о соотношении городских школ и сельских, о качестве образования и подготовки учеников… Данные либо старые, либо из третьих источников. Пока ситуация с разрывом в образовании выглядит не очень оптимистично. Разрыв есть, и это отмечают сами директора сельских школ. Об этом говорит и мой личный опыт, – отметила в начале Жанна Мендыбаева.
— Насколько качество образования в казахстанской сельской школе ниже, чем в среднем по стране на сегодняшний день?
— На этот вопрос можно ответить если есть данные, а поскольку данные не публикуются, в НОБД нет доступа даже для исследований.
— О причинах столь острого разрыва между школами, в принципе, все и так понятно, и это обсуждалось не раз. Но можем ли мы сказать, что сельские школы Казахстана по благоприятности уступают городским далеко не по всем показателям?
— Есть примеры школ сельских, которые экипированы по высшему разряду: бассейн, теплица, компьютерные классы, робототехника. То есть у школы есть ресурсы для качественного обучения, но образование – это не только материальные ресурсы, но и человеческие, и инфраструктура. В нашем проекте педагогической трансформации школ Ustaz Ulytau в Улытауской области мы видим, что разрыв на уровне обеспечения школ не велик, но инфраструктура – дополнительное образование, библиотеки, образовательные центры – в сельской местности отсутствует. Как и отсутствуют театры, университеты рядом, центры детского досуга или развлечения, которые влияют на неформальное образование и также сказываются на уровне и качестве образования сельских детей.
«Русский язык моей дочери не нужен»: известный казахский поэт обратился к министру просвещения
В проекте мы видим, что стандарт образования одинаков для всех, у школ региона в среднем одинаковое обеспечение, но директора признаются в своих слабых местах – это работа с одаренными, подготовка к научным проектам и олимпиадам. По наблюдениям директоров, дети не могут пройти дальше районного уровня, но как только они попадают в школу в городе, то могут проходить и на областной и даже на республиканский уровень.
— Вообще насколько верно утверждение, что чем государство более развито, тем разрыв между школой в городе и селе – меньше. И какие из развитых стран могут послужить нам примером в этом плане?
— Верно на 100 %. Чем развитость государств влияет на дистанцию в качестве между школой в городе и селе? Примеров других стран приводить не буду, поскольку знаю, что у всякого государства (даже того, которое мы считаем успешным) есть претензии к качеству или организации своей системы образования. Но однозначно могу сказать, что качество дорог между населенными пунктами, интенсивность и качество транспортных коммуникаций между населенными пунктами, интенсивный приток молодых специалистов в отдаленные регионы, которые привносят новые технологии и новое качество взаимодействия учителей с учениками, направленные на дополнительное обучение и развитие навыков, однозначно положительно сказываются на образовании в целом. Часто бывает так, что зимой ребята и учителя не могут выбраться из своих населенных пунктов в города, чтобы участвовать в научных конкурсах, соревнованиях. Учителя сталкиваются с проблемой поехать в музей или театр в близлежащих городах (которые могут находиться и в 100 и в 500 километрах от дома). Проблемы с обеспечением условиями молодых специалистов (жилье, коммунальные услуги, отсутствие молодежной инфраструктуры: кафе, фитнес и т.д.) становятся препятствиями в обеспечении сельских школ кадрами.
— Можем ли мы рассчитывать на благоприятный прогноз по сокращению этого разрыва? Что для этого в первую очередь необходимо, и о каком периоде может идти речь?
— Порой совсем не образовательные ресурсы, а бытовые влияют на качество образования, и это может быть проблемой не только сельских школ, но и некоторых городских. Первое, что нужно сделать в страновом масштабе – это подумать о «реформаторском зуде», поскольку трудно жить в эпоху перманентных перемен (как говорили древние китайцы). Здесь же – обеспечение инфраструктуры, чтобы у сельских детей и учителей был физический доступ к дополнительным образовательным и культурным ресурсам и объектам. И дать возможность учителям развивать свой профессиональный и личностный потенциал, — подытожила наша собеседница.