Еще в 2006 году в Южно-Казахстанской области составили комплексную медицинскую карту, в которой подробно проанализировали состояние действующих объектов здравоохранения и реальные потребности в медицинском обслуживании в том или ином районе вплоть до отдельных и отдаленных населенных пунктов.
Власти тогда признали: на выделяемые бюджетом суммы они не смогут обеспечить даже обязательный объем медицинской помощи населению.
Тогда на фоне скандала с ВИЧ-инфицированием детей дело дошло до коренного реформирования всей системы здравоохранения ЮКО. И власти, рассчитывая на многократное увеличение объемов финансирования, истинного состояния дел не скрывали.
Масштабная проверка состояния южноказахстанского здравоохранения на селе выявила факты несоответствия реального положения дел официальной отчетности. Например, в 20 селах и аулах области, где по бумагам значились в наличии те или иные лечебно-профилактические учреждения, таковых просто не оказалось.
Такое лечение не каждый выдержит
С 2007 года в сельских районах ЮКО начали организовываться центры первичной медико-санитарной помощи – в них входили подразделения общей врачебной практики, участковые службы, лабораторная диагностика и дневной стационар. Но одновременно с этими реформами началось масштабное сокращение медицинских стационаров на селе – по новым правилам, стационары теперь допустимы лишь в населенных пунктах, удаленных от райцентров на 50 и более километров.
На первый взгляд, идея хорошая. В реальности же дело обернулось тем, что сеть стационаров вокруг райцентров сократили, а в удаленных селах и аулах новых больниц почти не появилось.
К тому же во вновь созданных первичных медико-санитарных пунктах в дневных стационарах в этом году отменили финансирование на питание. В результате лечение в дневном стационаре превратилось для сельских жителей в настоящее испытание, особенно осенью и зимой. Чтобы получить комплекс дневных процедур, больным в любую непогоду и слякоть приходится преодолевать более 40–50 километров только в один конец.
Как невесело шутят сами медики, такое лечение способны выдержать только очень здоровые люди.
В больницах мест нет!
Прокуратура и прочие контролирующие ведомства старательно следят за соблюдением учреждениями здравоохранения всех необходимых нормативов и предписаний – от количества выявленных в больницах и поликлиниках нарушений улучшаются показатели работы самих надзорных органов.
Тем более что усилий особых прилагать не нужно, нарушений в медучреждениях всегда фиксируется с избытком. Достаточно сказать, что типичная черта больниц ЮКО в том, что сами эти учреждения… не отвечают требованиям санитарии и гигиены. И в большинстве случаев это происходит из-за перенаселенности больниц.
Для примера – только одна цитата из материалов проверки прокуратуры Южно-Казахстанской области: “В районной больнице села Абай Сарыагашского района установлено, что гинекологическое отделение и отделение женской консультации не соответствуют требованиям действующих санитарных правил и норм. На момент проверки в отделении патологии больницы принимали лечение 27 больных женщин, тогда как в отделении предусмотрено 10 коек…”.
Аналогичные нарушения санитарных правил установлены еще почти в 50 больницах и учреждениях здравоохранения области.
С одной стороны, проверяющие, безусловно, правы: лечиться пациенты должны в подобающих условиях. Но с другой – больницы не могут отказать нуждающимся в медицинской помощи людям. Которых всегда оказывается гораздо больше, нежели установленных нормативами койко-мест.
Стройки десятилетий
Ежегодно на строительство новых больниц и поликлиник в Южно-Казахстанской области выделяются миллиарды тенге. Только на этот год на строительство объектов здравоохранения предусмотрено из республиканского бюджета 5,9 миллиарда тенге, из местного бюджета – 1,8 миллиарда тенге. Однако, несмотря на растущее финансирование, строительство продвигается с трудом.
Практически ни одна крупная стройка не обходится без скандала. Выигравшие тендер подрядчики, получая первый 30-процентный транш, бесследно исчезают, порой даже не приступив к работе. Потом много времени уходит на отмену результатов тендера, поиск виновного и судебные тяжбы по возврату государственных средств, определению нового подрядчика. Тем временем сметная стоимость проекта уже не укладывается в новые цены. Требуется пересматривать смету, утверждать новые суммы бюджетных расходов, что опять ведет к долгострою, а там и новый виток инфляции, и опять денег не хватает.
А больные сельчане? Им придется ждать помощи в переполненных больничных коридорах…
Данил Шемратов, Тахир Сасыков (фото), Южно-Казахстанская область