Хотя это вовсе не отъявленные лентяи, а напротив, истые труженики, чей рабочий день длится порой от рассвета до заката. Но ни почетных грамот, ни квартальных премий им не вручают. И даже «спасибо» говорят далеко не всегда. Домашние хозяйки…
В обществе бытуют два их стереотипа: жена богача, кочующая в роскошном авто по салонам красоты, и замотанная, неухоженная тетка, обвешанная детьми и кошелками. Почему-то мы забываем, что между этими двумя полюсами — огромный пласт из самых невообразимых, причудливых поворотов судьбы.
Домохозяйкой (или домохозяином) может стать любой человек по независящим от него причинам. Еще вчера вы, получив диплом, предвкушали карьерный рост, а сегодня тяжело заболел кто-то из близких, и нет другого выхода, кроме как именно вам стать сиделкой — и иногда очень надолго.
Ну, а если мужа-военнослужащего отправили в далекий гарнизон, где на одно женское рабочее место 40 претенденток? Диплом вместе с трудовой книжкой ложится в ящик стола, и вот вы уже не полноправный член общества, а «иждивенка».
По данным общественного фонда «Гарант», 95 процентов женщин, занимающихся только домашним трудом, сидят дома вынужденно. При более благоприятных обстоятельствах они с удовольствием вышли бы на работу, но лишены права на выбор. Работодатель по понятным причинам не желает связываться с сотрудницами, у которых малые дети.
Вообще быть домохозяйкой ничуть не легче, чем работающей семейной женщиной. Да, не нужно ежедневно бежать в офис, или к прилавку, или в цех, но и должного почтения к твоим занятиям нет. Члены семьи бурчат: «Ты же дома сидишь, а я работаю».
А главное — у домохозяйки нет никаких социальных гарантий: ни трудового стажа, ни трудовой пенсии, ни оплачиваемого отпуска, ни больничного листа. Она вроде бы существует, но только для мужа и детей, а из общественной жизни выпадает. Исполнится ей 58 лет, и единственной благодарностью от государства за рождение и воспитание будущих граждан станет унизительная подачка. А ведь труд домохозяйки требует столько же профессиональных навыков, что и труд воспитателя детского сада, учителя, социального работника, повара. И еще большой вопрос, кто приносит отечеству больше пользы: чиновница, с зевотой отбывающая положенное количество часов в офисе, или домашняя хозяйка, обеспечивающая комфортный тыл в виде полноценного питания и чистых рубах своему мужу — ценному работнику какой-либо отрасли. О качестве здоровья детей, которые растут «при маме», а не чахнут без передышки в детском саду, говорить не приходится.
В России такие женщины недавно решили бороться за предоставление социальных гарантий. Есть же в Австралии старейший в мире союз домохозяек — ему уже 105 лет! И в других цивилизованных странах существуют женские клубы и подобные общественные объединения. Там домохозяйки иной раз получают пособие больше, чем зарплата у министра.
Первый учредительный съезд профсоюза российских домохозяек состоялся полтора года назад, на него приехали 102 делегатки. А сегодня в составе организации уже 20 тысяч человек! Профсоюз привлекает не только бесплатной психологической и юридической помощью, не только смешными взносами (20 рублей в месяц), но и тем, что ставит конкретные и выполнимые цели и задачи. О существовании профсоюза узнала пресс-служба Дмитрия Медведева, тогда первого вице-премьера, курирующего вопросы социальной политики. Он пригласил активисток к себе на встречу, во время которой те выдвинули семь требований. Требований, прямо скажем, неожиданных и в то же время заставляющих осознать всю актуальность назревшей проблемы. Нужно вернуть право на трудовой стаж и пенсию женам военнослужащих и сотрудников загранпредставительств, ввести трудовой стаж и пенсию для женщин, имеющих троих и более детей, выкупить и вернуть муниципалитетам проданные и перепрофилированные детские сады.
Необходимо также ввести ставки психологов в роддомах и женских консультациях — ведь по статистике, в 60 процентах случаев женщина оставляет малыша в роддоме под влиянием послеродовой депрессии. Далее: предоставлять хотя бы служебную жилплощадь патронатным семьям, пересмотреть семейный кодекс, поскольку в нем не учтены права ребенка. Наконец, обязать государство выплачивать минимум алиментов, если папаша находится «в бегах». Медведев согласился со всеми требованиями членов нового профсоюза, отметил их серьезность и важность.
В марте нынешнего года в госдуму был внесен законопроект о трудовом стаже для жен военнослужащих и сотрудников загранпредставительств. Остальные предложения, видимо, ждут своей очереди. А активистки профсоюза уже готовят поправки в налоговый, семейный и гражданский кодексы. Они уверены, что необходимо требовать у государства не только права на стаж и пенсию, но и пособия, хотя бы в размере прожиточного минимума, для всех, кто трудится в индустрии домашнего хозяйства: многодетным матерям, матерям детей-инвалидов, гражданам, ухаживающим за престарелыми и немощными родителями.
Казалось бы, как можно организовывать профсоюз, когда нет конкретного работодателя? Но домохозяйки считают своим работодателем само государство. Оно тратит огромные средства на строительство интернатов для детей-сирот и домов престарелых, не понимая, что на пособия работникам домашней индустрии, готовым выполнять всю эту адову работу, требуется гораздо меньше денег. Только во власти государства сделать этот труд почетным, престижным, уважаемым. Чтобы, называя себя домохозяйкой, женщина не опускала стыдливо глаза, словно совершила что-то ужасное и действительно сидит у кого-то на шее, а смотрела гордо и уверенно.
У нас в стране о них иногда вспоминают. Например, рассказывая о проекте госпрограммы по поддержке семьи под названием «Крепкая семья — сильное государство», советник президента, председатель национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при президенте республики Айткуль Самакова говорила о том, что предполагается «предусмотреть признание домашнего труда одним из видов общественного, производительного труда с последующим учетом этого при назначении пенсий и пособий».
«Сегодня, когда женщина находится дома и ухаживает за детьми, она не может делать пенсионные отчисления», — сказала г-жа советник. Это «открытие» было сделано два года назад. С тех пор в стране изменилось многое, но только не положение домашних хозяек. Они по-прежнему предоставлены сами себе. По данным Агентства по статистике РК, во втором квартале 2008 года в Казахстане насчитывалось 7868,4 тысячи человек, занятых в экономике. Наемные работники занимают нишу в 5186,0 тысяч человек, самостоятельно занятые — 2682,4 тысячи.
Экономически неактивное население являет собой 3401,9 тысячи граждан. Но ни в одной графе весьма детального отчета вы не найдете домохозяек — их будто бы и нет на белом свете. Куда их отнести — к экономически активной части общества или наоборот? И почему их проблемами никто конкретно не занимается?
Американские психологи в результате исследований установили связь между пребыванием дома в качестве домашних хозяек и плохим здоровьем, причем определяющим фактором является чувство неудовлетворенности своей ролью. Результат опроса 1000 американских матерей показал, что они делают выбор в пользу семейного очага и воспитания детей потому, что хотят быть счастливыми. В то же время женщины, которые оставались дома потому, что не видели для себя другой возможности, или потому, что шли по стопам своих матерей, ощущали себя несчастными.
«В наши дни остающиеся дома матери доказали себе, что им по силам добиться успеха в профессиональной деятельности, поэтому теперь они могут оставить работу, — отмечает Сьюзен Поуп, доктор философии, возглавляющая институт семьи и брака в Колорадо. — Но что, если женщина не уверена в этом? Она всегда будет пребывать в сомнении — может быть, она не хочет этого, а возможно, не может. Вам следует отнестись к принятию решения стать неработающей матерью так, как если бы вы выбирали любую другую карьеру. Очень помогает уверенность, что ваше решение принесет большую пользу вам и вашей семье. Неважно, что подумают другие, вы знаете, что вы делаете очень важное дело. В конце концов, вы остаетесь дома не для того, чтобы в нем сверкали полы, а чтобы ухаживать за своими детьми, воспитывать их».
— Семья — это тяжкий труд, — комментирует выводы коллег алматинский психолог Ирина Лившиц. — Есть женщины, которым надоедает размеренный офисный ритм, они мечтают посвятить себя домашнему хозяйству, представляя себе свою жизнь как семейную идиллию. Но когда мечта сбывается, им приходится мириться с явлениями, о которых они даже не подозревали: например, с материальной зависимостью, неблагодарностью со стороны близких. Почему-то всем кажется, что домохозяйка находится в вечном отпуске, может распоряжаться собственным временем как угодно и бездельничать. На самом деле она чувствует постоянно растущую неудовлетворенность, нереализованность собственной личности. Но главное — ее территория свободы, приватное пространство гораздо уже и меньше, чем у работающего человека. Она все время вынуждена заниматься не своими делами, посвящать себя кому-то: мужу, детям, родителям. У мужа и детей есть выход в иное измерение, кроме домашнего, а у нее — нет, она постоянно в замкнутом пространстве добровольного плена. Это солдат невидимого фронта, у которого срок службы никогда не заканчивается. Поэтому очень скоро члены семьи опережают ее в развитии, и с ней им просто становится скучно. Семейные жертвы — чаще всего жертвы неоцененные, воспринимаемые как должное.
В такой ситуации могут развиваться депрессии, неврозы, психосоматические явления, кто-то начинает снимать стресс алкоголем. Чтобы этого избежать, важно выкроить хоть немного личного времени. Лучше его потратить не на магазины, а на личностный рост. Пусть это будет работа на полставки для собственного удовольствия, любимое хобби или просто двадцать минут с книгой на диване. Нужно объяснить домочадцам, как важно для неутомимой хозяйки побыть одной, почитать, подумать, заняться творчеством или пообщаться с кем-то вне дома. Если она сама почувствует себя личностью, то и близкие станут ее уважать, а не воспринимать только как приложение к кастрюлям.
Совет хорош, но полставки для собственного удовольствия — это, извините, идеализм чистейшей воды. Не такова ситуация на отечественном рынке труда, чтобы женщина даже с одним ребенком могла рассчитывать на такую вакансию. Разве что она — редчайший специалист в какой-то эксклюзивной области.
По социально-психологическим мотивам прихода в бизнес предпринимателей принято делить на «прирожденных» и «вынужденных». К первым относятся те, кто пришел в бизнес по природной склонности, ко вторым те, кого заняться предпринимательством вынудили и вынуждают обстоятельства. Согласно данным социологического исследования, которое проводилось в рамках проекта Всемирного банка и Азиатского банка развития, 40,1 процента опрошенных в городах Казахстана собственников и высших менеджеров малых и средних предприятий пришли в бизнес осознанно, чувствуя способности к этому роду деятельности. 19,7 процента видят в бизнесе возможность реализации своих знаний и навыков.
Таким образом, позитивная мотивация выявились у почти 60 процентов опрошенных предпринимателей. В то же время более 40 процентов оказались вынужденными предпринимателями: более 23 процентов пришли в бизнес, поскольку это был единственный способ обеспечить семью, 17 стали бизнесменами в силу объективных обстоятельств (изменение формы собственности предприятия и т.д.).
Вынужденных предпринимателей обнаружилось значительно больше среди женщин, чем среди мужчин. Так, осознанным выбором бизнес стал для 46,7 процента опрошенных мужчин и лишь для 32,9 процента женщин. В то же время вынуждены были заняться предпринимательством 32,7 процента респондентов — мужчин и 46,9 — женщин.
По данным других социологических исследований, около 70 процентов женщин-предпринимателей готовы отказаться от бизнеса в обмен на ведение домашнего хозяйства в достойно обеспеченной семье.
И мне кажется, это очень важное на сегодня желание. Но, к сожалению, пока неоцененное государством.
Рисунок с сайта http://www.strojmir.ru