Бои вокруг “мирного атома” - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+12 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бои вокруг “мирного атома”

Бои вокруг “мирного атома”

Японские события добавили драматизма и в обсуждение будущего германской энергетической программы.

  • 1 Апреля 2011
  • 1925
Фото - Caravan.kz

На днях в своем традиционном телеобращении Ангела Меркель заговорила о необходимости введения единых строгих стандартов безопасности на всех атомных электростанциях Западной Европы.

– После катастрофы на АЭС в Фукусиме нам всем следует подумать, какие уроки необходимо извлечь, – несколько раз повторила бундесканцлерин.

Сладкое слово “свобода”. От энергетической зависимости

Еще осенью прошлого года во властных эшелонах ФРГ царило совершенно иное настроение. 28 сентября была согласована энергетическая концепция, по которой сроки эксплуатации некоторых немецких атомных электростанций продлевались как минимум до 2036 года.

В то время как прежнее правительство, состоявшее из социал-демократов и “зеленых”, в самом начале тысячелетия вынесло решение диаметрально противоположное – полностью отказаться от атомной энергетики в ФРГ до 2022 года.

Столь крутая перемена курса объяснялась стремлением уже через сорок лет добиться осуществления благородной идеи: каждые 8 из 10 мегаватт электричества должны извлекаться из экологически чистых и, главное, возобновляемых источников.

Сегодня АЭС производят примерно четверть электричества, потребляемого в Германии. Еще 50 процентов энергопроизводства приходится на газ и уголь. И только 17 процентов поставляют возо­бновляемые источники энергии.

У энергетического эксперта Олафа Хомайера были весьма радужные прогнозы: “Уже через 20 лет Германия способна будет обойтись без нефти и газа зарубежных поставщиков”. Однако для этого необходимо будет кроме сотен тысяч солнечных батарей и множества ветряков смонтировать 3500 километров новых линий энергопередачи, а также гигантские аккумуляторы.

В то время как АЭС, по заверению их сторонников, смогли бы сыграть важнейшую роль в переходный период. К тому же капитаны ядерной энергетики обещали в обмен на продление их деятельности заплатить в германскую казну 30 миллиардов евро дополнительно. Это позволило бы дать мощную финансовую подпитку тем ученым и промышленникам, что стремятся с максимальной эффективностью извлекать энергию из волн, ветра, солнца и даже растительных жиров. Но японское ЧП смешало все карты…

Против такого “лома” нет приема

Почти сразу после драмы в Фукусиме, в субботу, 12 марта, свыше шестидесяти тысяч рядовых избирателей взялись за руки и встали сплошной линией по трассе от здания администрации в Штутгарте до городка Некарвестхайм, где расположена одна из АЭС. Живая цепь длиною почти 50 километров произвела впечатление на политиков.

Руководство сразу пяти федеральных земель подало иски в Конституционный суд, оспаривая упоминавшееся выше решение правящей коалиции о продлении срока эксплуатации 17 атомных станций.

С новой силой обрушилась на своих политических соперников Ренате Кюнаст, сопредседатель парламентской фракции Партии зеленых: “Мы находимся в ситуации, когда становится ясно, что атомной станцией невозможно управлять. Мир поставлен перед вопросом экзистенциального значения…”

Глава фракции левой партии в бундестаге Грегор Гизи даже потребовал внести изменения в Основной закон ФРГ: “… запретить внутри страны использование атома как в промышленных, так и любых других целях”.

По данным свежих социологических опросов, от семи до восьми респондентов из каждых десяти опрошенных выступают против атомных электростанций на территории Германии. Такого не смогла не замечать даже “железная Ангела”. Бундесканцлерин дрогнула и призналась перед телекамерами:
– Если уж в Японии с ее высочайшими стандартами безопасности не сумели предотвратить ядерную аварию вследствие землетрясения и цунами, то ни одна другая страна мира, использующая атомные электростанции, в том числе и Германия, не может вести себя как ни в чем не бывало…

Уступая необходимости

Германскому правительству пришлось менять собственное, с таким трудом продавленное решение. По инициативе Гидо Вестервелле, вице-канцлера и министра иностранных дел, была срочно сформирована представительная комиссия экспертов. Их задача – анализ всех возможных рисков, связанных с АЭС, в условиях Западной Европы.

В итоге действие закона о продлении работы атомных электростанций в Германии приостанавливается. Как минимум семи немецким атомным станциям-ветеранам грозит скорое закрытие. И уже отключены от сети первые из них – “Неккарвестхайм-1”, 1976 года рождения, находящаяся вблизи Хайльбронна, а также расположенная близ Карлсруэ АЭС “Филипсбург-1” (ее торжественное открытие состоялось 32 года назад). А на днях правительство Нижней Саксонии поручило концерну E.ON отключить от сети на три месяца станцию “Унтервезер”, которая начала вырабатывать ток еще в 1978 году.

Экологи радуются

В стане защитников экологии – эйфория и ликование. Кое-кто даже полагает, что уже к 2017 году Германия сможет полностью отказаться от использования атомной энергии.

Однако Ангела Меркель, идя на уступки, тем не менее продолжает настаивать: поспешный, скоропалительный отказ от АЭС повлечет для страны крайне тяжкие последствия.

– Для того, чтобы энергия оставалась доступной по цене, нужна и атомная энергетика, – подчеркнула на днях Ангела Меркель в своем выступлении перед депутатами бундестага. – Мы не можем увеличивать безработицу и допустить, чтобы рабочие места перемещались в страны с более низким уровнем безопасности в сфере атомной энергетики.

В любом случае, как резонно отметила газета Frankfurter Allgemeine, “и федеральному правительству, и земельным властям теперь придется в кратчайшие сроки изменить свою энергетическую политику”.