Богатство выбора - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Богатство выбора

Богатство выбора

Вторая волна финансового кризиса принципиально не изменит "инвестиционную программу" большинства казахстанцев. Правда, некоторые финансовые посредники будут вынуждены еще дольше дожидаться позитивного инвесторского настроения.

  • 24 Сентября 2008
  • 1484
Фото - Caravan.kz

С банкротством крупнейшего американского инвестиционного банка Lehman Brothers и возникшими трудностями с ликвидностью (проще говоря, с деньгами) у ряда финансовых институтов, стало понятно, что потери будут не только у инвесторов — юридических лиц, но и у физических лиц, то есть конкретных американцев.
По информации Bloomberg, миллионы долларов из-за крушения банка Lehman Brothers, страховщика AIG и других столпов финансового рынка США могли потерять спикер палаты представителей Нэнси Пилози, сенатор-демократ Джон Керри и еще более 50 членов Конгресса США.
По данным агентства, муж Пилози владел акциями AIG на 250-500 тысяч долларов. Жена Керри, кандидата от демократов на выборах президента США 2004 года, владела на конец 2007 года акциями AIG на два миллиона долларов. И хотя существует некоторая вероятность, что за это время инвесторы могли продать свои доли в пострадавших от финансового кризиса компаниях, она слишком относительна.
Но для нас важен сам факт, что физические лица вкладывают свои свободные деньги в акции реальных компаний. В Америке это довольно просто. В Казахстане еще несколько лет назад простой человек купить акции не мог, и причин тому было несколько: неразвитый фондовый рынок, отсутствие акций в свободной продаже, несформированный спрос. За последние два года все изменилось. Теперь акциями тех или иных субъектов бизнеса может владеть не только их основатели (или покупатели), но и довольно широкий круг лиц, который получил доступ к этим финансовым инструментам и через механизм доверительного управления, и благодаря «народным IPO».
Что такое доверительное управление, конечно же, знает не больше 2-3% граждан, которые являются потенциальными клиентами управляющих компаний (УК), предлагающих услуги доверительного управления. Именно они имеют возможность вложить с помощью управляющих в те или иные ценные бумаги не менее 50 тыс. долларов. Потенциально УК, с согласия своего клиента, могли вкладывать эти деньги и в бумаги финансовых организаций США. А, значит, такие инвесторы должны быть готовы к негативным новостям с мировых рынков.
Народные IPO подарили каждому гражданину шанс обзавестись хоть небольшим «кусочком» собственности. Сколько казахстанцев воспользовались этой возможностью, доподлинно неизвестно, но счет, вероятно, можно вести лишь на тысячи. Данной категории инвесторов не свойственны большие риски, поскольку их деньги вложены в акции отечественных компаний. Другое дело, что стоимость акций идет то вверх, то вниз, и важно угадать момент покупки-продажи. Когда акции начинают падать, необходимо продавать, когда начинают расти — покупать. Единственная проблема, впрочем, довольно серьезная — инвесторы-народники, к сожалению, в большинстве своем пока не научились играть на фондовом рынке. Обычно, купив бумаги, они особенно не следят за амплитудой цен, а продают спонтанно, не тогда, когда к этому располагает рынок, а когда «надоело держать акции», или — банально — «понадобились деньги».
Впрочем, есть еще один инструмент, с помощью которого обычные граждане могут стать обладателями ценных бумаг, будь то акции или облигации. Это паевые инвестиционные фонды. Период 2006 год — начало 2007 года стал настоящим расцветом для индустрии коллективных инвестиций. Они не имели право себя рекламировать, но смогли набрать «критическую массу» инвесторов. После начала финансового кризиса ПИФы (сегодня их на рынке — 206) стали стремительно терять привлекательность, поскольку на падающих рынках уже не смогли зарабатывать для своих пайщиков хорошую доходность. С начала 2008 года лишь отдельные фонды, да и то нестабильно, показывают доходность выше уровня инфляции. Кстати, они также могут пострадать от второй волны финансового кризиса, поскольку некоторые из них имели потенциальную возможность вложиться в американских финансовых колоссов, работая на глобальных рынках.
С другой стороны, даже если и будут какие-то потери, сегодня самый удобный момент абстрагироваться и инвестировать в долевые бумаги, так как, по мнению большинства экспертов, рынок практически находится «на дне» — падать дальше некуда, впереди, пусть и не прямо сейчас, а через некоторое время, — подъем.
Привлечет ли этот постулат в индустрию коллективных инвестиций новых инвесторов, неизвестно — ее возможности по «рекрутингу» реально ограничены: высокая инфляция и падающая доходность за последний год существенно снизили доходы управляющих компаний, и они не могут расширять «сейлз». Так что данной категории финансовых посредников остается только надеяться на рост грамотности инвесторов, которые способны просчитать свои выгоды на несколько шагов вперед.
В более выгодном положении, по сравнению с УК, находятся коммерческие банки. Они предлагают наиболее понятный для людей с деньгами продукт. Мало того, что он имеет долгую историю (с советских времен, несмотря на некоторый негативный опыт, когда прекратил свое существование Сбербанк СССР), так он еще обладает и страховой защитой — специальный фонд гарантирует возврат 700 тысяч тенге в случае банкротства или ликвидации банка. Коммерческие банки могут свободно рекламировать свои депозитные программы, и они более доступны для населения, так как располагают довольно разветвленной розничной сетью. Интересно, что в условиях, когда банки ограничены в своих возможностях по заимствованиям на мировых рынках капитала (деньги стали слишком дорогими), они все чаще предлагают своим вкладчикам очень выгодные условия для размещений денег на депозит.
Однако прирост депозитной базы очень сильно замедлился. Если за первых семь месяцев 2007 года депозиты юридических лиц выросли на 31,7 процента, а физических — на 41,9 процента, то в этом году за аналогичный период — всего на 6,3 и 1,3 процента соответственно.
Говоря на экономическом языке, запас прочности у частных инвесторов не столь впечатляющ, каким был год назад. Но, учитывая, что доходы населения увеличиваются, пусть и не столь впечатляющими темпами, как раньше, сбережения есть, и они будут расти.
Как показывает практика, в условиях финансового кризиса каждый человек еще более щепетильно относится к деньгам — он не знает, что будет завтра, и его склонность к сбережениям увеличивается.
Но вот каким образом приумножать свое состояние, каждый решает сам. Тут ни один расклад не может носить рекомендательный характер…

Иллюстрация с сайта www.caricatura.ru