К примеру, меня всегда разбирало любопытство, какое же состояние имеет руководитель одного из банков или владелец сети по продаже бытовой техники, строительный магнат или простой преподаватель физкультурного института с нехилыми связями? Ведь, как говорил Остап Бендер, “раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много”.
И вслед за Остапом впору задуматься – неужели у нас в стране так мало богатых людей?
Forbes подсчитал: общая стоимость состояний казахстанских миллиардеров и миллионеров в 2012 году составила примерно 24 миллиарда долларов! И это по рейтингу Forbes – 16-е место в мире!
Но, кроме владельцев рудников, фабрик и заводов, нефтегазовых королей, у нас “некороткая скамейка” влиятельных министров, акимов и депутатов, чьи капиталы трудно разглядеть за официальными декларациями доходов, ведь наверняка записаны на дальних родственников или вовсе подставных людей. И Минфин не зря из года в год тянет резину с введением всеобщего декларирования доходов. Ведь тогда станет известно, кто что имеет и где – в Казахстане или за границей! Пусть все будет прозрачно! А кто против – пусть покажут!
Кстати, директор группы оценки рисков Досым САТПАЕВ не рискнул назвать даже приблизительное количество богатых людей в Казахстане, поскольку, учитывая механизм подсчета того же Forbes, они, возможно, никогда в его списки не попадут. Однако при этом никто не сможет отказать им в богатстве выше среднего достатка:
– Чтобы подсчитать их количество, надо изменить критерий оценки.
Например, проследить это по косвенным показателям: количеству вывезенного за 20 лет из страны капитала или объему теневого рынка.
Или просто составить список наиболее влиятельных людей страны из числа политической элиты, некоторых акимов, министров, депутатов. Но проблема в том, что многие теневые миллионеры должностей не имеют. Какой-нибудь агашка в регионе может владеть сетью автозаправок или скважиной минеральной воды и получать 100 миллионов долларов в год либо иметь скромную должность в правлении какой-то компании, а на деле быть настоящим кукловодом. Либо и вовсе делать бизнес на чем-то другом, а легальный бизнес – лишь прикрытие! Я думаю, мы очень удивимся когда-нибудь, узнав, кто у нас был настоящим Корейко и какими средствами владел, когда начнется новый передел собственности.