Кошмары в эфире
Самая загадочная военная тайна доступна любому человеку в любой точке земного шара. Старая мудрость гласит, что, если хочешь надёжно спрятать вещь, нужно поставить её на самое видное место.
Если покрутить ручку радиоприемника, то можно наткнуться на несколько странных радиостанций. Слушать их жутковато даже дома, под одеялом, а где-то в степи можно и поседеть от страха. Зловещий металлический голос монотонно повторяет какие-то цифры и бессвязные слова. Голос может быть мужским, будто вещающим из загробного мира, женским, с пронизывающим холодком. И становится особенно жутко, когда абракадабру начинает начитывать маленькая девочка. Это всё посреди странного шума. Иногда в эфир прорываются и обрывки мелодий, от классики до «The Beatles». Станция то сообщает не больше пары цифр в час, то начинает свои адские передачи, длящиеся не меньше часа. Особенно активны трансляции становятся, когда в стране неспокойно. Например, в августе 1991-го и в октябре 1993-го они вещали без перерыва по трое суток.
С радио в смартфоне или карманным транзистором этот фокус не пройдет. Нужна либо дедушкина «Спидола», либо радио с длинной антенной, поэтому люди натыкаться на такие станции стали всё реже. Да и раньше слушатели задерживались на этих частотах недолго. Посторонние шумы быстро начинают раздражать, особенно колоритные трансляции идут редко, а слушать часами непонятное бормотание довольно скучно.
Среди радиолюбителей есть настоящие фанаты, которые слушают эти станции круглосуточно и сразу по несколько штук за раз. Их цель не только записать особенно жуткие послания, но и найти во фразах и цифрах некую закономерность. Но за полвека существования станций это никому не удалось.
Вы слушаете «Радио Шпион»
Сторонники теорий заговора убеждены, что таким образом честных людей зомбируют масоны, рептилоиды и вообще тайное правительство. Тем не менее реальность намного загадочней. Предназначение номерных станций, а именно так называются эти секретные военные объекты, давно уже известно. Так спецслужбы передают своим тайным агентам важные послания. Строго засекречена только суть посланий и, конечно, шифр. Даже сам оператор станций не знает, что именно он передает. Код знает лишь сам агент и его непосредственный начальник.
Например. оператор получает приказ запустить в 4 часа 20 минут третью строчку второго куплета песни «Миллион алых роз». Агент же поймет, что ему сообщили о провале явки и переходе к плану Б.
Почему же эти секретные сведения так легко доступны? Во-первых, посторонний человек всё равно ничего не поймет, даже если это будет сотрудник контрразведки. Шифр и список кодовых фраз постоянно меняется, и он индивидуален для каждого агента и задания. Во-вторых, сама цель номерных станций в том, чтобы доступ к ним был максимально лёгким. Радио ловит и в степи, куда не добирается мобильная связь. Агенту не нужно сложное оборудование, которое вызывает подозрение. Приемник можно за копейки купить даже на базаре, и кого смутит вид рыбака с транзистором, даже если этот человек вздумал ловить рыбку в пруду у важного стратегического объекта.
Агента можно взять и с поличным, но ничего предъявить ему не получится. Он прикинется дурачком. И скажет, что хотел поймать «Радио Шансон», но попал на какую-то идиотскую станцию. Передача сведений через интернет всё равно оставляет цифровой след, и десятки ВПН-сервисов от этого не спасут. Звонок по телефону прослушать ещё проще, тут же для скрытия улик нужно всего лишь повернуть ручку настройки транзистора.
Плюс ко всему транзистор работает от батареек. А значит, сигнал можно принимать и во время глобальной катастрофы. Например, когда город будет обесточен после паводка, землетрясения или даже военных действий.
Местоположение номерных станций засекречено. В Казахстане они могут находиться и в далеком ауле, где, казалось бы, все друг друга знают — и за колючей проволокой воинской части, и в центре мегаполиса. Почему-то радиопеленг против них бессилен. За всю историю существований номерных станций было установлено местоположение только двух. В эфир одной, находящейся в Подмосковье, попали посторонние шумы, в которых внимательные слушатели узнали переговоры по селектору с ближайшей станции электричек, другую отыскали в горах Гарц, что в Германии. После падения Берлинской стены спецслужбы ГДР сами слили ФРГ тайные координаты.
Но и такое разоблачение для агентурной сети абсолютно безопасно. Кроме основной, на случай ЧП есть станции резервные. Не зная кодов, передавать дезинфу невозможно, а, переворошив гору документов, можно узнать разве что, сколько раз в эфир транслировалась мелодия группы «Чингисхан».
Соорудить новую станцию в другом уголке необъятной родины можно за сутки. Точное количество номерных станций не знает никто. Китайский транзистор с «Алиэкспресс» может найти штук 10-15, в зависимости от региона, а радиолюбители с более сложной аппаратурой уверенно принимают сигнал примерно от полутора сотен.
А полигон-то не настоящий!
Если местоположение номерных станций скрывается, а сами передатчики для шпионов успешно функционируют до сих пор, то на территории Казахстана есть немало заброшенных военных объектов, которые прежде были сверхсекретными.
Некоторые из них морально устарели. Например, под Алматы есть позиция ПВО С-75, фигурирующая в документах как «Отдалённая». С воздуха можно увидеть 5 больших углублений, «блюдец» на военном жаргоне. Когда-то в эти «блюдца» ставили корпуса боевых ракет. Казармы и хозпостройки имитировали командный пункт запуска. Так было задумано, чтобы сбить неприятеля с толку. Рядом находился настоящий полигон для запуска ракет. Предполагалось, что шпионы догадаются, будто в этом кусочке степи «советы» поставили грозное оружие. Шпионы отправятся туда его искать. Может быть, пешком и с биноклем, может быть, на легком самолетике, а может быть — применят новые технологии и направят туда объективы со спутника.
Во вражеском штабе радостно потрут руки, когда увидят фото «блюдец», и нанесут геолокацию как место для массированных атак. А пока вражины станут бомбить муляжи ракет, с настоящего полигона придёт ответка.
Какова при этом будет судьба персонала, министерство обороны не волновало. Солдаты тут лишь статисты, пешки в большой игре, которыми жертвуют в первую очередь. В отличие от настоящего полигона сюда нагонялось как можно больше людей. Это было нужно, чтобы шпионы заметили активную деятельность и решили, что объект этот очень важный. В случае активных боевых действий люди стали бы живой мишенью. В бою становится не до спасения жизней пары сотен срочников. Беречь надо специалистов и офицеров.
Сейчас качество снимков из космоса улучшилось, и шпионы легко определят, где боевая ракета, а где бутафория, поэтому «Отдалёная» стала бесполезной.
Макроволнения из-за микроволновки
В Жамбылской области можно наткнуться на руины экспериментальной установки «Зет» Это мощный СВЧ-генератор, использующий пучок с энергией 2,7 МэВ и током до 100 кА. Если обойтись без сложных технических терминов, то «Зет» — это гигантская микроволновка, только всю энергию она не рассеивает, а собирает в пучок. Возможности такого оружия ужасают.
Вся электроника, попавшая в поле излучения моментально выходит из строя, техника сгорает, а люди, попавшие под микроволновые волны, зажариваются заживо.
Но дьявольский план создателей заключается в том, что излучение людей не убивает. Микроволны лишь обжигают тело на глубину 2-3 сантиметра. Нетрудно представить, какую боль может испытывать при этом человек. Пострадавших при этом нужно эвакуировать, что создает неприятелю большие сложности. Техника ведь вышла из строя, и даже связаться по раций с тылом, чтобы вызвать санитарные бригады, возможности нет. Рации перегорят первыми. Поле боя превратится в филиал ада. В танках и бронетранспортерах взорвутся баки для топлива, и экипаж не успеет спастись. Но по сравнению с пехотой танкистам ещё повезло. Они умерли быстро и безболезненно. Пехота же выжила, но эта участь хуже смерти. Земля усыпана обгорелыми телами. Стоны солдат, у которых 100 % кожи покрыто страшными язвами и ожогами, по замыслу, должны деморализовать противника.
На СВЧ-оружие возлагались большие надежды. Поэтому испытания проходили в строжайшей секретности.
К счастью, дальше стадии испытаний это оружие не пошло. СВЧ-излучению мешают водяной пар, поэтому туман или дождик делает грозную установку бесполезной.
Кроме того, она слишком громоздка, и мобильности ей не хватает. Неприятель попросту обойдет опасный объект.
Теоретически оружие можно было усовершенствовать, но с распадом СССР на дорогостоящие эксперименты денег не выделяли.
Я из тебя хот-дог сделаю!
Сейчас, почти полвека спустя, СВЧ-оружие в обороне все-таки используется, но даже современные технологии не могли воплотить в жизнь кошмарный замысел создателей.
Мощности такого оружия с трудом хватает, чтобы повредить небольшой аппарат. Противодронные ружья, которые сейчас используются в российско-украинском конфликте, работают именно по этому принципу. Но, как показывает практика, даже для борьбы с квадрокоптерами они слабоваты.
Против людей наработки тоже планируется использовать. С помощью СВЧ-излучения можно разгонять стихийные митинги и ликвидировать массовые беспорядки. Мобильная установка устанавливается на грузовик и излучение направляется на толпу. Погромщики начинают испытывать неприятные ощущения по всему телу. Нечто, напоминающее сильный солнечный ожог. Металлические предметы в их руках, включая ножи, куски арматуры и более серьезное оружие, искрят и бьют током. Даже пуговицы и пряжки на ремне становятся маленькими электрошокерами. Коктейли Молотова взрываются в руках, а тошнота и головная боль окончательно умеряют пыл бунтовщиков.
Но опять же, такое спецсредство хорошо лишь в сухую погоду. Зимой или когда с неба моросит дождик, оно станет бесполезным.
Бластер made in USSR
Похожая участь постигла и испытания по созданию боевого лазера. По фантастическим фильмам мы знаем, как его можно было бы использовать в теории. Бравые космодесантники из бластера размером с «Макаров», одинаково легко разрезают пополам и злодея, решившего поработить Вселенную, и вражеский танк, и даже целый космический корабль.
В Жамбылской области сохранились руины экспериментальной установки «Терра-3». Мощные установки в подземном убежище генерировали лазерный луч, который бил на целый километр. Луч мог прожечь танковую броню, не говоря уже о тонкой обшивке самолёта. Но только при условии, что цель будет неподвижно стоять на месте около получаса. Сдвинуть луч хоть на сантиметр было непосильной задачей. По понятным причинам в бою от такого грозного лазера толку не было. Вражеский танкист вряд ли бы стоял на месте и терпеливо ждал, когда его машину просверлят насквозь лазерным лучом.
Тем не менее наработки в этой области используются и сейчас. Кроме лазерных прицелов на снайперской винтовке, луч применяется как нелетальное оружие. Во время космической гонки СССР и США обе стороны высказывали опасение, что противник попытается взять на абордаж орбитальную станцию, чтобы забрать для изучения секретное оборудование. Огнестрел в космосе использовать нельзя, потому что даже пуля от мелкашки может повредить обшивку. Вот и был разработан лазерный пистолет. В отличие от бластера из фантастических фильмов он не мог разрезать даже лист картона.
Советский бластер бил по глазам противника, выжигая сетчатку. То есть космический пират после выстрела полностью бы ослеп. Процесс этот обратимый, но требует долгого и сложного лечения.
Вариации бластера из СССР используют спецслужбы многих стран мира. Он эффективен там, где нельзя использовать огнестрел, например, на борту самолета или подводной лодки. Но до широкого применения современному бластеру далеко. Стрелять из него нужно точно в глаза. В этом плане простой газовый пистолет надежнее. Плюс ко всему лазер опасно применять в помещении, где большое количество горючего газа. Тут на выручку приходит старый добрый арбалет.
И у холмов есть глаза
Во время холодной войны на территории Казахстана находилось около двух сотен секретных военных объектов. На Аральском море велись разработки бактериологического оружия, в Актюбинской области и Мангыстау производили химическое, а уж ракетные шахты были едва ли не в каждом регионе. Кроме печально известного Семипалатинского полигона, ядерные взрывы проходили в пяти областях. Всего за всю историю холодной войны в наших степях было произведено 46 ядерных взрывов.
Сейчас значительная часть бывших секретных военных объектов представляет собой руины из кирпича и бетона посреди степи. Дорогостоящее оборудование отсюда вывезли ещё в конце 80-х, в 90-х мародеры утащили всё что можно, включая кирпичи, металлолом и даже макулатуру. В поселке Жем, что недалеко от бывшего ракетного полигона, корпуса ракет можно найти едва ли не в каждом дворе. Сельчане нашли им применение в хозяйстве. Из ракет делали уличные туалеты, емкости для полива и …горки для детской площадки.
Некоторым секретным военным базам повезло чуть больше. У них была слишком хорошо развита инфраструктура, чтобы просто бросить их в степи. Территорию отдали под обычные воинские части, либо под склады списанного оборудования.
Но сверхсекретный антураж при этом остался. Так, в Мугоджарах есть ничем особо не примечательная воинская часть. Когда-то тут выстроили базу для обеспечения безопасности испытательного полигона баллистических ракет. Кроме того, с базы с помощью радара наблюдали за ракетами в воздухе.
Базу нельзя было засечь с воздуха. Все служебные и жилые помещения тут замаскированы под холмы. Заблудившихся водителей нередко ждал неприятный сюрприз, когда в неприметном холмике открывался люк и из него выходил с десяток вооруженных солдат.
Сейчас поколесить у базы можно, не опасаясь оказаться на допросе у особистов. Неприятности ждут лишь тех, кто попытается сделать колоритное селфи на фоне части.
Фото, и правда, тут получаются эффектные. Сейчас нет необходимости скрывать, что холмы на самом деле не холмы, поэтому в жаркую погоду люки тут открыты. Получается такое сюрреалистическое жилище милитаризированных хоббитов. Атмосферы добавляет огромный радар на горизонте.
Судя по тому, что фото этой воинской части довольно часто встречается в постах тревел-блогеров, охрана не особо усердно следит попытками запечатлеть объект. Проблемы ждут только официальные СМИ. При публикации фото радара и жилого холма редакцию ждет ответственность за разглашение военной тайны. Иностранцам же за публикацию не грозит ничего, поэтому казахстанские военные тайны висят в интернете в свободном доступе.