Боевики Исламского государства (ИГ), перебазировавшиеся из Сирии в Афганистан, создали на севере этой страны, у границ с Узбекистаном и Туркменистаном, новые тренировочные лагеря, сообщает Франс Пресс.
Агентство также передает, что группы бежавших из Сирии боевиков ИГ — выходцев из Средней Азии, Чечни, арабских стран, Франции, Северной Африки и новые наемники из числа афганцев и пакистанцев концентрируются в северных афганских провинциях.
Сложную ситуацию на границах среднеазиатских стран азербайджанскому порталу Haqqin.az прокомментировал наш соотечественник, политолог Максим КАЗНАЧЕЕВ.
— Риск вторжения отрядов ИГ в Узбекистан и особенно Туркменистан очень высок, — не стал скрывать эксперт. — Боевики ИГ стали собираться на афганской стороне с середины прошлого года. На севере Афганистана проживают этнические узбеки и туркмены, поэтому им там легко адаптироваться и замаскироваться. Судя всему, опасения того, что у боевиков ИГ в случае поражения в Сирии имеются намерения перебраться в Среднюю Азию, подтверждаются и есть все основания ждать, что с наращиваем сил ИГ попытается дестабилизировать Среднеазиатский регион.
Касаемо предполагаемой поддержки ИГ афганскими талибами, Казначеев отмечает, что «Талибан» далеко не монолитная структура. Там есть формирования, которые воевали с ИГ за контроль над афганскими территориями, но есть и полевые командиры, симпатизирующие ИГ. Вот эти «симпатизирующие» вместе с переместившимися в регион остатками игиловцев могут отбить у правительственных войск Афганистана и сил международной коалиции тяжелое вооружение, использовав его в дальнейшем для внешней экспансии.
В особой зоне риска, по мнению эксперта, находится Туркменистан, где граница с Афганистаном проходит по полупустынной зоне. В Узбекистане граница с Афганистаном более контролируема, так как тянется вдоль реки Амударья. Эти две среднеазиатские страны — удобный плацдарм для террористов, так как там этнически идентичная северным провинциям Афганистана среда.
Силовые структуры и разведка Туркменистана и особенно Узбекистана отслеживает ситуацию на афганской стороне. Между тем регион северного Афганистана и ряд других провинций плохо контролируются центральной властью в Кабуле, и в таких «серых зонах» очень легко закрепиться террористическим группировкам.
— Фактически северный Афганистан стал сегодня опорной базой ИГ, поэтому Ташкент и Ашхабад усиливают свою антитеррористическую деятельность. В принципе, изначально было известно, что в отрядах ИГ много радикально настроенных выходцев из Среднеазиатского региона. Среди боевиков ИГ, по данным Комитета национальной безопасности Казахстана, в Сирии воевали и имеют боевой опыт около 300 казахов. Взять под свой контроль какие-то районы Казахстана они не смогут, но совершить теракты им вполне под силу, — не исключает эксперт.
В подтверждение своих неутешительных предположений политолог напоминает, что за последние два года в различных районах Казахстана террористы совершали нападения на сотрудников правоохранительных органов, пытались захватить оружие. Правительство, насколько это возможно, стремится обезвредить террористические группировки и профильтровать проникновение боевиков с Ближнего Востока. Астана внимательно следит за ситуацией у южных соседей, которые, по всей вероятности, первыми примут удар ИГ, и естественно, Казахстан будет активно помогать им, чтобы общими усилиями остановить террористов.