Алматинский таксист рассказал корреспонденту Сaravan.kz, как работает во время карантина на дорогах южной столицы.
Абдумажит Изъяров уже 25 лет на дорогах, но таксистом стал только в прошлом году: устроился на работу к одному из известных перевозчиков. Водитель работал по городу, а сам жил с семьёй в посёлке, но ввели чрезвычайное положение, и Алматы закрылся. Абдумажит решил остаться работать в мегаполисе.
— Временно живу у сестрёнки, скучаю по детям. Когда впервые сказали, что будет карантин, не верилось. Только попав в пробку на выезде из Алматы, понял: что-то надвигается. Это был такой затор, что даже если бы что случилось, то не проехала бы ни машина скорой помощи, ни полицейская. Оставаться я не боялся: в прошлом военный, многое пережил и побывал в ситуациях похуже. Здесь люди двигаются, выходят из магазинов с продуктами, ездят на работу. Значит, ничего страшного, — считает Абдумажит.
Ранее первый заместитель акима Ерлан Кожагапанов сообщал, что во время карантина Алматы будут обслуживать две тысячи машин от разных перевозчиков. Компания, на которую работает Абдумажит, в числе прочих подала заявление на то, чтобы разрешить своим водителям ездить по городу.
— Какое-то время мы сидели и ждали, когда разрешат. Не знаю, как выбирали, но есть бывалые водители, которым работать не дали, об этом коллеги рассказывали. Многие таксисты собираются возле одного банка, откуда часто поступают корпоративные заказы. Там останавливаемся, проветриваем машины и общаемся, байки травим. Хотя сейчас уже, конечно, меньше, — делится водитель.
По официальным данным, таксисты отбирались по активности и рейтингу, который зависит от оценок пассажиров. Однако Абдумажит рассказывает, что из-за новых требований у водителей появляются с этим проблемы:
— Сколько я рейтинга потерял из-за того, что люди жалуются, когда заказывают, но не указывают, что их двое. Я подъезжаю и говорю, что не могу взять обоих, и прошу отменить заказ, а они начинают возмущаться. Как-то говорят, что утром их двоих привозили. Я отвечаю: «Возьмите номер того, кто вас привозил, ему позвоните, и пусть он вас забирает, а у меня инструкция. Это ваша и моя безопасность». Много баллов так потерял, даже не знаю, как восстанавливать буду.
Это далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются водители. Пассажиры жалуются, что машину подают слишком долго, а таксист часто не может даже заехать во двор, потому что сейчас большинство машин простаивает на месте и загораживает путь к домам. А иногда сами пассажиры путают точку отправления или назначения.
— Недавно был случай: заказали к дому под номером десять, а я смотрю: второй адрес по той же улице, но номер пятнадцать. Я удивился, но мало ли, карантин… Просто развернулся, перевёз на другую сторону и там остановился, а пассажир говорит, что указывал совсем другое место. Там цена семьсот тенге вышла, а я уже принял следующий заказ. Конечно, сказал, чтобы не платил, и пришлось высадить, — рассказывает Абдумажит.
Также у водителей появились новые стандарты работы. Машины постоянно проветривают, чистят коврики с водой три раза в день, а все автомойки закрыты, как и СТО. По словам таксиста, водители сами занимаются санитарной обработкой машин. В том числе протирают с антисептиком задние ручки после каждого пассажира.
Правда, нашлись в такой работе и плюсы:
— Пробок больше нет, только иногда заторы на блокпостах, в них я могу стоять до десяти минут. На тех участках, где скапливаются машины, надо просто сделать два-три проезда вместо одного, чтобы разгрузить. Сейчас все заходят с пяти рядов в одну колею, собираются и стоят. Но когда затора нет, могут и не проверять, если видят на машине логотип.
Абдумажит продолжает развозить пассажиров и хочет поскорее увидеться с семьёй, но этого не предвидится в ближайшее время: с 15 апреля карантин собираются вводить в Алматинской области. Зато в Алматы и Нур-Султане после 20 апреля некоторые предприятия смогут возобновить работу.