Какая борьба ожидает отечественные политические партии, и какой будет исход этого предвыборного марафона, можно будет узнать уже в ближайшем будущем. Многие политические игроки настроены решительно. Это касается как партий-лидеров, чьи позиции по голосованию уже сейчас носят реальный характер, так и партий, не способных пройти 7%-ный барьер и обеспечить себе места в Мажилисе Парламента.
Итак, для многих не является секретом, что интрига нынешних выборов состоит в том, что основная борьба разворачивается между тремя лидирующими партиями, выражающими интересы различных финансово-промышленных групп, организаций и слоев населения — «Асар», «Отан» и «Ак Жол».
Понятно, что лидеры предвыборной гонки 2004 г. пока не обращают внимания на партии, не пользующиеся популярностью среди населения по тем или иным причинам. Но вполне вероятно, что скоро мы увидим борьбу между ведущими политическими игроками не только за голоса избирателей, но и за партии-аутсайдеров.
И здесь нет никакого противоречия. Партии, которые уже уверены, что они пройдут пресловутый 7%-ный барьер, начинают сейчас планировать свою деятельность в Мажилисе Парламента. И данный вид деятельности будет сопряжен как с законотворческой деятельностью, так и с созданием парламентских фракций, с возможным доминированием интересов той партии, чей количественный показатель членов партии будет преобладающим по отношению к другим. Иными словами, чем больше представителей одной партии или блока будет находиться в одной, определенной фракции, тем больше повышается вероятность лоббирования интересов тех групп, которые стоят за данными партиями или партийными блоками. Это осознают все игроки казахстанского политического поля и предпринимают шаги для достижения консенсуса, способного удовлетворить договаривающиеся стороны.
И в настоящее время мы наблюдаем процедуру отбора тех партий, с которыми хотели бы сотрудничать партии-лидеры. Но здесь нужно учитывать и тот факт, что даже лидирующие партии в первую очередь будут смотреть на последствия создания блоков с другими игроками выборной кампании — не будут ли подобные союзы способствовать оттоку их электората и его переходу на сторону политических оппонентов.
Целесообразность создания политических блоков осознают и партии, которые не в состоянии организовать успешную предвыборную кампанию за оставшийся период времени. При этом многие партии понимают, что они могут пройти 7%-ный барьер только при создании блоков. Но и здесь есть свои нюансы. Так уже состоявшийся блок Аграрной и Гражданской партий вряд ли будет способствовать прохождению этими партиями 7%-ного барьера. Этому способствует в первую очередь не столько нехватка финансовых средств, сколько отсутствие достаточно четкой стратегии действий в период предвыборной кампании, помноженной на отсутствие энергичных приверженцев партии в регионах.
Хотя в некоторых шагах Гражданской партии и прослеживается влияние консультантов из стран бывшего советского лагеря, отсутствие ядра партии не позволяет говорить о ней как о действенной политической силе, способной привлечь в свои ряды новых сподвижников. Аграрная партия при наличии в своих рядах представителей из числа крупнейших казахстанских экспортеров-производителей зерна также не имеет узнаваемых людей, которым бы поверил избиратель.
Нужно принимать во внимание, что и Аграрная и Гражданская партии на момент своего создания и в последующей деятельности представляли собой не столько политические проекты, сколько лоббистские, выражающие интересы ограниченного круга представителей казахстанского общества. Конечно, можно предположить, что союз между патриотами и аграриями будет способствовать росту их популярности среди электората, что в свою очередь поднимет их рейтинг, и на день выборов они могут получить новые проценты голосов избирателей. Но насколько реально для данного блока прохождение 7%-ного барьера является большим вопросом.
Очередной блок политических партий, появившийся на днях доказал, что игроки казахстанского политического поля не стоят на месте. Союз ДВК (Демократический выбор Казахстана) и КПК (Коммунистическая партия Казахстана) также преследует собой цель пройти 7%-ный барьер на выборах. И у той и у другой партии есть значительные плюсы и минусы. Так, лидер ДВК не может принимать активное участие в предвыборной гонке, а лидер КПК не может на достаточно высоком уровне проводить работу по регионам в связи с оттоком кадров в новую партию КНПК. И та и другая партия не обладают достаточным финансированием, разработанной программой действий и активными филиалами по регионам Казахстана. Эти факторы являются столь значительными, что говорить об обретении данным блоком 6% голосов избирателей на выборах можно говорить с малой долей вероятности.
Многие партии, чей ресурс не может способствовать успешному преодолению 7%-ного барьера на примере вышеназванного блока не только сделали соответствующие выводы, но и направили свои взоры не в сторону себе подобных, а в сторону лидеров предвыборной гонки, ожидая предложений о политическом сотрудничестве.
Итак, какие предложения и кому могут сделать партии-лидеры предвыборного марафона?
Что касается возможных политических блоков за оставшийся период времени, то вполне вероятно, что Демократическая партия Казахстана согласится с подобным предложением со стороны «Отана». С одной стороны можно задать закономерный вопрос: «А зачем такой влиятельной партии союз с новой партией, не просуществовавшей и полугода на казахстанском политическом поле?» И здесь ответ можно найти не только в программных документах данных общественно-политических объединений, но и по методам проведения предвыборных кампаний. И в настоящее время прогноз о создании блока «Отан» — «Асар» не теряет своей актуальности. Если подобное объединение состоится, то на выборах многие избиратели и независимые наблюдатели будут наблюдать беспрецедентный результат голосования, который будет на порядок выше всех наиболее смелых прогнозов голосования.
Что касается создания блоков с участием парий «Отан» и «Асар», то подобное слияние, скорее всего, будет носить характер поглощения, нежели создания «союза равных».
Вполне вероятно, что скоро появится новый блок политических партий, который может объединить в своих рядах КНПК, партию «Руханият» и ДПК. Подобное объединение будет преследовать собой ту же цель, что и другие, не так давно образованные блоки. Это поможет для данного альянса собрать большее количество голосов, чем, если бы они в одиночку пробивались через «тернии к звездам». Вышеназванные политические партии осознают, что для них объединение в блок является жизненно необходимым шагом, который приблизит их к заветному барьеру. Они понимают, что если они не пойдут на блокирование с партиями-лидерами, и не создадут свое объединение, то шансы на выживание у них приближаются к «0».
За нашим полем зрения остались только два общественно-политических объединения: партия Патриотов Казахстана и казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл».
Гани Касымов, лидер ППК, пользуется популярностью среди населения Казахстана, но из партии только он один является узнаваемой фигурой. Филиалы партии по регионам действуют недостаточно активно, отсутствие оргядра, способного организовать и поэтапно реализовывать программу действий на момент предвыборной кампании, а также финансирования, являющегося необходимой составляющей любой предвыборной кампании не позволяют с достаточно долей уверенности говорить, что партия Патриотов сможет во весь голос заявить о себе на предстоящих выборах.
Гани Калиев, лидер КСДП «Ауыл», в отличие от своего тезки, является популярным только среди своего, сельского электората, но направленность партии на сельское население не дает ей возможности эффективно работать на городском электоральном поле, которое, к слову сказать, уже полностью поделено между партиями-лидерами предвыборной кампании. И это понятно, зачем городскому населению защищать проблемы села? Партия «Ауыл» на настоящее время обладает оргядром и достаточным финансированием, способным поднять рейтинг данной партии среди населения и достичь заветного 7%-ного барьера. Но, в настоящее время трудно судить, насколько реальным будет это достижение.
Если рассматривать возможность появления на политическом поле нового блока — ППК и КСДП «Ауыл», блока двух «ГГ», то шансы этих партий по преодолению 7%-ного барьера из разряда возможных перейдут в разряд реальных. Если учитывать, что у Гани Касымова и Гани Калиева уже был опыт совместной работы в парламенте во фракции «Ауыл», то создание подобного объединения является вполне реальным.
Таким образом, мы рассмотрели разные варианты партийных альянсов. Очевидно, что создание вышеупомянутых блоков в некоторых случаях является более реальным, в других — менее вероятным. Какие партии будут объединяться, какие сойдут с предвыборной дистанции — покажет время, но уже сейчас становится ясно, что многие партии осознали, что в одиночку им не выжить на предстоящих выборах.