Счетный комитет реализацию Государственной программы формирования «электронного правительства» на 2005–2007 годы признал неэффективной. По результатам проверки были зафиксированы грубые нарушения при использовании бюджетных средств.
КАК ВЧЕРАШНИЙ УЖИН
Тогда работу электронного ресурса критиковать строго не стали, решив, что опыт — дело наживное. Но прошел год после последней проверки. Заходим на любой из сайтов «электронного правительства» и что видим? Обратная связь на страничке «Чиновник и человек» затруднена, многие вопросы остаются без ответов. Видно, многие сотрудники государственных учреждений так и не привыкли пользоваться сайтами «электронного правительства».
Ограниченный доступ в Интернет во многих регионах нашей страны также снижает эффективность обратной связи. При этом надо учитывать еще и то, что большинство государственных служащих в глубинке до сих пор не освоили компьютерную грамотность.
Опытные же пользователи прекращают посещать государственные сайты, регулярно сталкиваясь с устаревшей информацией. К примеру, если вы захотите узнать на сайте Министерства труда и социальной защиты статистические цифры, то столкнетесь с такой проблемой. Кому нужна цифра по безработице за 13 февраля? При подготовке этого материала мы ежедневно открывали сайт — информация не обновлялась. Тогда ради проверки я послала личное сообщение на блог министра труда и социальной защиты с просьбой обновить информацию по нескольким вопросам. Мне даже оперативно ответили, что мою заявку рассмотрят, обновят и добавят информацию. Увы, и 5 августа «висела» все та же информация.
Опять нам предложили устаревшую информацию, как вчерашний ужин. На сайте Министерства энергетики и минеральных ресурсов в разделе «Обращение граждан за 2009 год» лежат данные еще с начала мая. Вчерашний ужин напоминают колонки новостей и на многих сайтах госучреждений.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ МИНИМАЛЬНЫЙ
Когда для формирования «электронного правительства» были выделены немалые средства — около 52 миллиардов тенге – все надеялись на скоростную связь и получение свежей достоверной информации.
Депутаты не раз сетовали, что электронный ресурс обходится государству недешево, а положительных результатов нет.
Чтобы узнать мнение пользователей «электронного правительства», мы опросили ни много ни мало около ста человек. Сейчас большинство депутатов Парламента РК находятся на каникулах, и они отмечают, что при попытке зайти на портал и произвести там какую-то операцию с домашнего компьютера или ноутбука, находясь в дороге, возникают сбои в сети. А если и удастся выйти на нужный сайт, как правило, остаешься неудовлетворенным – нет нужной информации.
Казахстанские предприниматели утверждают, что система «электронного правительства» приносит ущерб. Известен случай, когда бизнесмен заключил через портал «электронного правительства» сделку, проверив предварительно своего партнера через базу данных Налогового комитета. Через время налоговики выставили ему начисления в связи с тем, что его партнер признан лжепредпринимателем.
Программа «электронного правительства» обещала легкий доступ к обширному перечню государственных услуг. Более того, возлагались надежды, что с ее помощью удастся сократить возможности проявления бюрократизма и коррупции среди чиновников. Однако, как показал анализ работы «электронного правительства», рано говорить о том, что каждый казахстанец может получить необходимую информацию и даже заполнить некоторые документы, не выходя из дома.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ. В Австралии 75 процентов населения платит подоходный налог через Интернет. В Сингапуре в одном Интернетпортале собраны 150 государственных служб. Федеральная резервная служба США ежегодно заключает в сети четыре миллиона сделок по закупке товаров и услуг на сумму более 17 миллиардов долларов. При этом в результате внедрения системы электронных платежей административные затраты государства сократились более чем в четыре раза.
Екатерина ЮЛАЕВА, Астана