Близко и дешево брать не хотим? - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+5 °C
Алматы
2024 Год
26 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Близко и дешево брать не хотим?

Близко и дешево брать не хотим?

Кендерлыкский разрез способен обеспечить углем все южные районы Восточного Казахстана. Однако регион вынужден греться топливом, которое завезено за тридевять земель и по “космической” цене. Почему такая нелогичность?

  • 28 Октября 2011
  • 7331
Фото - Caravan.kz

Кендерлыкское месторождение расположено в горах Сайканского хребта. В советское время его разработку сочли нерентабельной – дешевле было поставлять баржами по Иртышу уголек из Кузбасса. Только при переходе к рыночной экономике прогнозы геологов по Зайсану вызвали серьезный интерес. Крупный угольный разрез мог стать рычагом местной экономики.

Масштабное зрелище!

Попасть на разрез можно по горной грунтовой дороге. Из окна машины склоны Сайкана напоминают море в непогоду. Горы разбегаются мелкими и частыми гребнями – как волны. Высота перевала – 1800 метров. За ним – Китай. Именно оттуда тянутся угольные пласты. Китайцы на своей стороне давно разведали запасы черного топлива и наладили мощную добычу. А вот сколько уголька таят зайсанские недра, никто не знает – казахстанские геологи изучили только незначительную часть залежей.

Сегодня разработка карьера спустилась на глубину около 100 метров. На срезах – рисунок из темно-светлого “пирога”. На два черных угольных пласта – 7–8 слоев скальной породы. Экскаваторы буквально “слизывают” прослойки угля. Черное блестящее крошево наполняет кузова большегрузов, и машины ползут на перевал. Зрелище, поражающее масштабностью!

Уголек дается непросто

– Кендерлыкский уголь дается непросто, – говорит нам директор угледобывающего предприятия “Сайкан” Анатолий ДУДНИК. – Чтобы добыть тонну угля, нужно вскрыть и убрать в отвал 15–18 тонн породы. Очень сложно вывозить. Дорога была построена еще в советское время на погранзаставы и заимки, у нее множество крутых поворотов, затяжных подъемов и спусков. Мы отправляем груженые автомобили по­одиночке…

За год разрез дает 50–60 тысяч тонн. Весь уголь раскупается в селах самых отдаленных районов – Зайсанского, Тарбагатайского и частично Курчумского. Несмотря на высокую себестоимость, это топливо в регионе самое дешевое. Например, каражыринский уголек на первый взгляд по цене выгодней, но после транспортировки за шестьсот с лишним километров с территории бывшего Семипалатинского полигона он становится “золотым”.

– Это ясно всем, – заметил директор углепредприятия. – Но как только доходит до госзакупок, победителями конкурсов становимся не мы, а другие. В итоге эти “поставщики” все равно приходят к нам, уголь берут наш! В районе всего два крупных потребителя – погранотряд и бюджетные организации. Ясно, нам всем было бы выгодней работать напрямую.

Хитрая конкуренция

Из-за хитростей процедуры госзакупок этой осенью без топлива едва не осталась большая зайсанская школа. Накануне октября в учреждении понятия не имели, где топливо, где поставщик. Угольщики давно предложили делать поставки без посредников. Экономика только выиграет: у предприятия будет гарантированный объем сбыта, у бюджета – понятная твердая цена.

Уже много лет руководство Восточного Казахстана поднимает проблему прямых поставок. Самый яркий пример – энергокомпания AES, которая накручивает тариф на электричество именно с помощью трейдеров-посредников. Свои предложения по изменению системы госзакупок и работы с крупными поставщиками напрямую не раз направляли в Астану руководители управлений, промышленники, строители… Вопрос уже перезрел. “Но, видно, в правительстве кому-то выгодна система посредников”, – заключила глава областной ассоциации по защите прав предпринимателей Зауре КОШЕРБАЕВА.

Перспектива для карьера

Девятнадцать лет назад, когда Кендерлыкское месторождение только планировали разрабатывать, был создан проект с годовым объемом добычи угля 300 тысяч тонн. Документ предусматривал строительство железной дороги от месторождения до Тугыла – прибрежного поселка на озере Зайсан. Отсюда его бы сплавляли по Иртышу. Однако из-за бюрократических проволочек проект был похоронен. И десятки поселков Курчумского, Катон-Карагайского, Зыряновского районов из года в год вынуждены закупать дорогущий уголь, доставленный за 600–700 километров.

– Сейчас обсуждают идею железной дороги от Зыряновска до Майкапшагайской таможни, – пояснил Анатолий Дудник. – Это нужно для стабильного сообщения с Китаем. Причем в Поднебесной уже построили свою часть пути. Если такая дорога заработает, зайсанский уголь можно будет доставлять во все южные отдаленные районы. И карьер получил бы перспективу для развития.

Но пока это только разговоры. А хотелось бы – дела!

Усть-Каменогорск – Зайсан