Благодетели и посредники топливного рынка - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Благодетели и посредники топливного рынка

Благодетели и посредники топливного рынка

Месяц назад правительство отказалось контролировать цены на ГСМ. Но рекомендовало АЗС установить цену в 130 тенге за литр бензина Аи-93. И делает все, чтобы цены не росли дальше.

  • 16 Октября 2015
  • 11621
Фото - Caravan.kz

Цена установилась на уровне 125 тенге за литр. Кто-то может сказать, что это заслуга правительства. Наверное. Но есть ли резервы для снижения цен еще дальше? Мы считаем, что есть.

Больше месяца назад “КАРАВАН” обратился в несколько компаний – давальцев нефти на нефтеперерабатывающие заводы с письмом, в котором мы задали свои вопросы. Их список опубликован на сайте министерства нефти и газа. Это “Нефтяная компания КОР”, “Саут-ойл”, Petroleum operating, “Алатау транссервис”, “Петросан”. Почему попытались? Так контакты части из них оказались у министерства неверными. Другим мы не смогли отправить письма, так как указанные номера телефонов не отвечали. Вот эти вопросы:

  •  Кто является учредителем компании?
  •  Какова доля участия отдельного учредителя в уставном капитале компании?
  •  Какие активы есть у компании в Республике Казахстан?
  •  Какие активы есть у компании за рубежом?
  •  Укажите объем экспорта сырья и ГСМ за 2013–2014 годы и I–II кварталы 2015 года в тоннах и тенге.
  •  Укажите объем импорта сырья и ГСМ за 2013–2014 годы и I–II кварталы 2015 года в тоннах и тенге.
  •  По какой цене закупаете сырье для переработки и у кого?
  •  Каковы объемы толлинговых операций за 2013–2014 годы и I–II кварталы 2015 года в тоннах и тенге.
  •  Какую долю рынка ГСМ занимает компания?
  •  Расскажите, пожалуйста, о планах компании.

Одна из компаний ответила, что уже “не является участником рынка ГСМ”. Другие молчат. Но нам позвонила юрист ТОО “Петросан”, которая недоуменно спросила, зачем газете нужна эта информация и мы на самом деле намерены опубликовать эти данные? Мы честно ответили, что мы хотим сделать рынок ГСМ прозрачнее, а для этого нужна запрошенная информация. Удивленно выдохнув, юрист сказала: “Спасибо, я вам перезвоню” – и положила трубку. В нарушение Закона “О средствах массовой информации” эта компания так и не ответила на письмо газеты.

Почему мы задали такие вопросы? В новостях по рынку ГСМ последние два года регулярно возникает компания, чье название всегда связано с положительными делами. То она поставляет ГСМ сельхозпроизводителям, то обеспечивает рынок дефицитным бензином Аи-93, то занимается толлингом. Но чем эта компания зарабатывает реально – непонятно. Речь идет о ТОО “Петросан”.

Прежде всего, оказалось, что ТОО является едва ли не крупнейшим поставщиком бензина и дизельного топлива для национальной нефтяной компании “КазМунайГаз”. На сайтах КМГ и ее дочерних предприятий можно найти множество документов по итогам тендеров, в которых предприятие определено как компания-поставщик. Мы хотим знать, так ли это на самом деле?

Судя по информации 2012 года ТОО “Петросан” стало главным исполнителем по толлинговым операциям. В Китай вывозили нашу нефть, там ее перерабатывали, и уже полученное из нее топливо привозили на продажу в Казахстан.

Если верить министерству нефти и газа РК за два года (2012–2013), на китайских заводах было переработано 338 919 тонн казахстанской нефти. Обратно было завезено 150 143 тонны бензина. Глубина переработки на НПЗ в Душанцзы, куда доставлялась наша нефть, достигает 90 процентов, а выход светлых нефтепродуктов – 83 процента. По весу мы получили обратно в два раза меньше продуктов. Куда делись остальные нефтепродукты – тоже непонятно.

В 2014 году проводить толлинговые операции стало невыгодно: мы вступили в единое таможенное пространство с Россией и Белоруссией. Тем не менее Астана оставила за собой право регулировать ввоз ГСМ в страну. И тут снова возникает знакомое название. Как это предприятие сумело получить эксклюзивные права на ввоз российского топлива в страну?

Сегодня ТОО “Петросан” – это крупнейший давалец сырья для Павлодарского и Шымкентского НПЗ. Иначе говоря, предприятие поставляет на завод нефть для переработки и получает обратно готовые продукты – бензин, дизтопливо, мазут, авиакеросин.

На выходе с НПЗ тоже происходит интересное. По данным, полученным “Караваном”, всем объемом ГСМ, который идет в регионы, распоряжается некая третья сторона. Это не КМГ, не министерство нефти и газа, ни акиматы. И от решения руководства этой компании зависит, сколько топлива получит тот или иной город страны. Получается, с ведома министерства нефти и газа РК на рынке страны действует узаконенный посредник, который получает свою маржу с каждого литра бензина и дизтоплива, который продается внутри нашей страны. А что будет с ценой, если убрать этого посредника?

Поэтому мы вынуждены обращаться к руководству компаний-давальцев повторно. Разъясните, какую роль на рынке ГСМ вы играете? Что принадлежит вам, а что вашим конкурентам? На самом ли деле вы контролируете НК “КазМунайГаз” и не даете ей развиваться? Или все это наветы и происки ваших неудачливых конкурентов?