Так, казахский Дали, как его называют друзья, – Есимгали ЖУМАНОВ, сотворил трон для коррупционеров с гвоздями – “Золотой телец”, а Лилия ПОЗДНЯКОВА – скульптуры из яичных лотков, газет и пластиковых бутылок. Войлок и старинная казахская вышивка – біз кесте, представляют High kazah art.
Выставка проходит в рамках online + offline фестиваля “Красивый бизнес. Азия”.
Его открытие транслировалось онлайн, и люди искусства рассказывали о проблемах, которые стоят перед творческим кластером Казахстана. Говорили о необходимости вливаться в глобальный арт-рынок, взращивать своих коллекционеров, ведь вложения в предметы искусства приносят неплохие дивиденды. По словам организатора фестиваля Виктории ШИН, его цель – разбудить после пандемии бизнесменов, инвесторов, показать, что творческие люди работали и чего они достигли. Объяснить, что искусство – и есть вложения намного прибыльнее, чем “Бентли” или дорогая одежда.
Много говорилось о том, что самой отрасли важно уделить больше внимания, чтобы творцы оставались в стране. Уже есть примеры того, что художники востребованы за рубежом. До пандемии живописцы из Казахстана работали на Северном Кипре по приглашению мецената и коллекционера Суата бей Гюнсела, создавая работы для фондов Музея современного искусства тюркских стран (об этом мы рассказывали в материале “Полная свобода для художника. Только твори!”, “КАРАВАН”, № 23 от 19 июня 2020 года).
Ну а выставка еще раз показала, насколько многообразно современное искусство. Молодой художник Дауренбек БЕКНАЗАРОВ демонстрирует работы в смешанной технике (шариковая ручка, тушь, акрил, карандаш) прямоугольной, круглой и квадратной форм. А его коллега, Алмас НУРГОЖАЕВ, тяготеет к философскому осмыслению образа современника.
Картины художника-самоучки, композитора, поэта Ерсайына ЖАПАКА всегда узнаваемы – они похожи на детские рисунки, но автор сознательно не меняет стиль – наивное искусство. А какие разные женщины в исполнении живописца, графического дизайнера Дины БУКСИКОВОЙ!
Для многих участников карантин стал периодом творческого подъема.
– Это благодатное время творить, – поделился живописец, дизайнер Георгий ЛИ. – Каждый день я выдавал какие-нибудь наброски! Меня переполняли идеи, я их выплескивал. За время карантина создал не менее 25 работ. Их купить сложно, потому что в них нужно влюбляться постепенно. Как в некрасивую женщину (шучу).
Художник-педагог Гульжанат КАБИЖАНОВА рассказала, что тоже использовала время локдауна с огромной пользой: освоила технологию, современные методы и теперь создает дизайнерскую одежду из тонкого войлока с шелком. Вообще, войлоком она активно занимается 5 лет.
Гульжанат представила роскошные панно из войлока и батик – роспись по шелку. Интересуюсь: как долго может храниться панно из войлока, не страшна ли ему моль?
– Если это чистая, хорошо обработанная шерсть, то моли там делать нечего, – говорит мастер. – Подобные произведения могут храниться веками!
Как и картины вышивальщика Зейнелхана МУХАМЕДЖАНА. Более 30 лет его кисть – крючок, он работает в старинной казахской технике біз кесте. На центральное полотно у него ушло более полутора месяцев кропотливого труда, с перерывами только на сон.
По словам арт-дилера, искусствоведа Дины ДУСПУЛОВОЙ, такие работы, как у Гульжанат и Зейнелхана, относятся к Нigh kazah art, поскольку требуют фанатичной любви, преданности своему делу и очень скрупулезной техники. Соответственно, и ценятся они весьма высоко на мировом рынке. В Казахстане цены более скромные. На всё. Но это – тема для отдельного разговора.
Алматы