Своим видением проблемы с “Караваном” поделился директор НЭПК “Союз “Атамекен” в Карагандинской области Талгат ДОСКЕНОВ.
5 лет жизни за участок
Талгат Доскенов считает, что на сегодняшний день основным барьером для индустриализации Казахстана является неисполнение чиновниками на местах земельного законодательства. Именно это, по мнению руководителя бизнес-сообщества, мешает развиваться предпринимательству.
– Кулуарное распределение земли породило коррупцию, – говорит он. – Некоторые чиновники используют пробелы в законодательстве для того, чтобы не дать возможности предпринимателям участвовать в реализации госпрограмм. Предприниматель тратит в среднем 5 лет жизни, чтобы получить землю!
– У вас есть реальные примеры?
– Сколько угодно! Например, стали массовыми случаи, когда акимы городов и районов попросту не продлевают аренду земельных участков владельцам киосков, лотков. В результате в семи областных центрах практически уничтожен класс киоскеров – это примерно три тысячи предпринимателей, которые прекратили свою деятельность. Началось все с Караганды, а сейчас пришла очередь Алматы, где 398 предпринимателям отказано в продлении аренды земли. Или еще: предприниматели не могут воспользоваться льготами 15 процентов (преференции) стоимости земли по программе индустриализации: аренду земельных участков для промышленности не могут оформить в частную собственность.
– А в чем причина создавшейся ситуации?
– Причина одна: без плана детальной планировки, генпланов городов Земельным кодексом (ст. 44) запрещено выдавать земельные участки в частную собственность и долгосрочную аренду под новое строительство. А вот с этими планами как раз и проблема.
– И как можно решить эти вопросы?
– Мы попросили Генпрокуратуру провести повторно республиканскую проверку по исполнению земельного законодательства и привлечь виновных к ответственности. Агентству по управлению земельными ресурсами предложили проинформировать Генпрокуратуру о выделении бюджетных средств по генпланам в разрезе регионов, а также рассмотреть вопрос о новых подходах в сфере налогообложения земли.
Низкие налоги – почва для спекуляций
– Что, по-вашему, надо исправить в налогообложении?
– Все, что может должным образом простимулировать рост реального сектора экономики. Сейчас у нас наблюдается отток инвестиций из производственного сектора в сторону “спекулятивной” деятельности. Потому что первичная продажа земли по заниженным базовым ставкам, а также низкие и почти неизменяемые ставки налога на освоенные участки создают почву для спекуляции землей.
Много земли “запасено” впрок – ее хозяева ждут, когда государство потратится на освоение участков, потом выгодно перепродают или начинают строительство с большей продажной стоимостью. В итоге немалые затраты бюджета на инфраструктуру не приносят должных доходов, которые можно было бы пустить на освоение новых территорий. Любые вложения бюджета в инфраструктуру на сегодня повышают доходы только спекулянтов.
– Есть у вас конкретные предложения для законотворцев?
– В Великобритании, Австралии, Гонконге, Сингапуре наиболее эффективным и справедливым методом является налогообложение земли без строений по принципу рентных платежей. Суть его в том, что ставка земельного налога на каждый участок земли ежегодно пересматривается и исчисляется в зависимости от осуществляемого вида бизнеса, а также ежегодно проводимой переоценки стоимости участка, учитывающей колебания цен на рынке земли, и сильно дифференцированная. Это позволяет собирать платежи со всей земли планомерно и в достаточных объемах.
Реестр для землевладельцев
– Зарубежный опыт перенимать необходимо, но без адаптации к местным условиям он зачастую не дает эффекта.
– Совершенно верно. В Казахстане метод расчета, который можно принять за основу для уплаты налога на землю по принципу рентных платежей, уже применяется – это метод градостроительной оценки земли по 45 факторам. Но для этого нужно еще снять ограничения, внеся соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство.
– И этого будет достаточно, по-вашему?
– Нет, конечно. Мы предлагаем наряду с совершенствованием законодательства ввести еще ряд мер по исполнению законодательства. Например, создать госорган оценки земли, независимый от градостроительных и налоговых ведомств, его функциями должны быть оценка и ведение учета ежегодного дифференцированного налога по принципу рентной стоимости.
Ввести реестр всех земельных участков и их владельцев, доступный для публичного обозрения. Понятие “аренда земли” распространить только на земли общего пользования и только для киосков и павильонов.
К земле – с уважением
– Вы считаете, что предлагаемые вами меры способны помочь индустриализации страны?
– Конечно! Пользователи не смогут держать в резерве свободные участки, так как налог на неиспользуемые земли станет слишком высоким. И тогда будет иметь смысл перенаправить инвестиции в производственные виды деятельности, поскольку исчезнет соблазн спекулятивных вложений в землю.
Снизится нагрузка на окружающую среду, так как перестанут поступать предложения по застройке в парковых зонах и скверах, вызванные перспективой получения сверхприбыли. Ну и заодно можно будет ликвидировать скрытые дотации строительной индустрии в виде прироста стоимости земли. Удастся обеспечить доступность земли для покупателей, нанимателей жилья и мелких предпринимателей.
Говоря проще, на землю придут настоящие хозяева, готовые работать в своем бизнесе в справедливых условиях. А понятие “частная собственность на землю” приобретет другой, уважительный оттенок.
Лариса ЧЕН, Караганда