"Бизнес-прожекты" офисных центров - Караван
  • $ 489.06
  • 536.21
+25 °C
Алматы
2024 Год
10 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Бизнес-прожекты" офисных центров

"Бизнес-прожекты" офисных центров

Удивляться в казахстанской экономике всегда было чему, но случаются процессы или явления, которые просто ошарашивают.

  • 5 Февраля 2008
  • 1298
Фото - Caravan.kz

Сейчас одна из таковых — строительство. Речь не о том, что происходит в секторе жилищного строительства: там более-менее, все ясно. Этот сектор надо спасать, любыми путями «вытягивать» его, ибо неконтролируемое падение грозит массой проблем для государства, бизнеса, общества.
Это и тысячи лишившихся если не всего, то многого, дольщиков, и резкий рост безработицы, и проблемы в банковской системе через невозвращенные кредиты. И бог знает, что еще. Но вот что касается строительства офисных центров и гостиниц
Поразительно, но те негативные процессы, что начались в строительном секторе Казахстана прошлой осенью, похоже, никак не коснулись этой «подотрасли». Во всяком случае, в южной столице.
Если многие стройплощадки жилого сектора впали в «летаргию», то на офисных площадках продолжают бодро стучать техника и двигаться стрелы кранов. Это удивительно по целому ряду причин.
Прежде всего, неясно, существуют ли сколько-нибудь обоснованные расчеты того, какое количество офисных помещений необходимо в городе? Исходным посылом «строймании» в этом секторе стала нехватка офисов класса «А». Что в первой половине данного десятилетия действительно было так. Правда, подсчитать их реально необходимые объемы, похоже, никто так и не дал себе труда. Да и вряд ли это было возможно в тех условиях, когда на «нефтяных деньгах» и внешних кредитах казахстанская экономика росла, как на дрожжах. Рост потребления, базирующегося на импорте, приводил к открытию все новых представительств отечественных и зарубежных компаний, поставлявших на наш рынок все и вся. А поскольку ментальность казахстанского предпринимательства не знает традиции деловой скромности в бизнесе, стал расти спрос на дорогие и большие офисные помещения. И вот тут случилось то, что все время подводит наших бизнесменов — взыграл азарт и, будем называть вещи своими именами, стадное чувство.
Первые бизнесмены, занявшиеся строительством бизнес-центров, наверное, успели выиграть. Во всяком случае, у тех центров, что были сданы в строй два-три года назад, было время найти покупателей или арендаторов (хотя тоже, не факт, что все успели до осени 2007 года).
А, глядя на них, и многие другие ринулись в подобные проекты, вдохновленные идеями того, что Алматы есть и будет региональным финансовым центром и, главное, проводником и хранителем коммерческого успеха первопроходцев в данном бизнесе.
Громадные офисные центры стали чуть ли не как грибы расти везде. Например, в последние годы только вдоль одного небольшого отрезка улицы Толе би, от улицы Ауэзова до Байтурсынова, или в непосредственной близости от этого участка, построили или начали строить пять (!) многоэтажных деловых центров! А сколько таких проектов по городу?
Не говоря уже о том, что их подозрительно много с точки зрения объективной востребованности, и вообще многие из них строятся без учета транспортного фактора и практически все — с игнорированием задач по стабильному энергоснабжению.
О том, что пожарные службы Алматы не имеют технических средств тушить огонь на высоких этажах, если, не дай бог, придется, уже много раз писали газеты. И это действительно то, что выводится на рынок как офисы класса «А»?
Можно представить себе какова эффективность бизнес-проекта офисного центра, если он расположен в районе, где и улицы-то не слишком широки, и, плюс, на расстоянии от него всего в один — два квартала — несколько промышленных предприятий и больших магазинов? А прямо напротив — школа!
С какими муками придется сталкиваться всем, кто будет ехать в этот офисный центр…
Картина абсурдная, в принципе, но — побывайте на перекрестке улиц Байзакова и Айтеке би, и увидите, что это зарисовка из сегодняшней жизни.
Азарт и стадность… Вместо точного расчета и скрупулезного анализа. Системное заболевание значительной части казахстанского делового сообщества, «вылечить» которое может только тяжелая терапия — прохождение через серьезные кризисы. Но, похоже, что и это средство поможет не всем…
То, что после наступления спада в строительной отрасли количество возводимых «деловых центров» не слишком уменьшилось, просто поразительно. Ведь востребованность их теперь еще более уменьшится: мировой экономический кризис, производным от которого (вкупе с местным бизнес-непрофессионализмом) стал наш кризис в секторе недвижимости, не кончится быстро и не пройдет незаметно. Впереди длительный спад деловой активности. Неизбежно сокращение количества бизнес-структур, особенно средних по размеру, а они-то и есть главные потребители офисных помещений.
Кроме того, держатели небольших салонов и подобных помещений в последнее время стали активно предлагать их в аренду — все по той же причине; предприниматели сворачивают или сужают свой бизнес, а образовавшийся за счет этого избыток площадей выставляют на рынок.
Что и составит серьезную конкуренцию многочисленным возводимым сейчас деловым центрам, хотя бы уже потому, что, как правило, в таких случаях проще с транспортными вопросами. И не надо переплачивать за «престиж»: расчет идеологов бизнес-центров на, что клиенты будут покупаться на это, наивен — не те времена.
Можно, конечно, успокаивать себя тем, что нынешний кризис, как и любой другой, рано или поздно кончится, снова активизируется деловая жизнь и станут востребованы офисы. Но когда это будет? Даже самые оптимистические прогнозы развития мировой экономики, которых, кстати, не так много, не обещают на ближайшие два года особой положительной динамики. А ведь достроенный офисный центр будет требовать больших расходов на содержание — охрана, отопление, коммуникации, электричество… А если еще и построен он на кредитные средства!?
Самым правильным было бы сейчас законсервировать строительство таких объектов, и использовать средства для решения более насущных экономических проблем. Той же электроэнергетики, например. Но для этого нужно, чтобы местный бизнес переболел-таки «болезнями роста».

Фото с сайта http://socmart.com.ua