Бизнесмены против терроризма - Караван
  • $ 480.11
  • 532.25
+11 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бизнесмены против терроризма

Бизнесмены против терроризма

Но посвященный этому закон им не нравится.

  • 24 Февраля 2006
  • 769
Фото - Caravan.kz

Казахстанское предпринимательство в очередной раз сильно обеспокоено, на этот раз находящимся в мажилисе проектом закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».
Причем теперь у бизнесменов нашелся неожиданный в этой ситуации союзник — Центр ОБСЕ в Алматы.
Вместе с ним и при его поддержке Форум предпринимателей Казахстана начал на этой неделе реализацию проекта «Проведение круглых столов в семи регионах Казахстана по обсуждению законопроекта…». Очевидно, что широкое звучание проблеме будет таким образом гарантировано. Такая акция предпринимается впервые в истории отечественного бизнеса. Предполагается, что в заключительном круглом столе, который пройдет в столице, примут участие представители Генеральной прокуратуры и депутаты парламента.
Что же стало причиной такой активности бизнес-сообщества? Саму идею борьбы с незаконными доходами, тем более в преломлении к проблеме терроризма, не оспаривает вообще никто. Но, как всегда, претензии высказываются к тому, как это предлагают делать.
Фактически под действие нового закона, вернее, той службы, которая будет в его рамках наделена функциями финансового мониторинга, попадут едва ли не все субъекты бизнеса, и не только среднего и малого — банки тоже примыкают к этой «когорте».
А кроме того — нотариусы, адвокаты… Перечень потенциальных «клиентов» будущей службы, которую предприниматели уже окрестили «финансовой разведкой», очень широк.
По одним операциям она будет заниматься всеми сделками, превышающим эквивалент 3 тыс. долларов, по другим — 10 тыс., по третьим (операции с недвижимостью) — 100 тыс.
Но не это само по себе беспокоит предпринимателей. Есть в проекте закона моменты, прописанные крайне нечетко. В первую очередь, содержащееся в нем понятие «подозрительных операций». В случае, если инспектор будущей надзорной службы решит, что та или иная бизнес-операция является «подозрительной» будет начата проверка. А это — фактическое приостановление бизнеса компании или банка на определенное время, и, мало того, еще и за счет самого субъекта проверки. Есть от чего начать нервничать бизнесменам: сильный момент субъективизма плюс неопределенность, и все это — закреплено на законодательном уровне!
И поле действия закона — широчайшее. Может быть, и Центр ОБСЕ принял в этом участие потому, что потенциально будущий закон, если будет принят в таком виде, ударит и по субъектам внешней торговли Казахстана, в том числе, и по странам Европы?
Хотя не всех законопроект пугает как таковой, сам по себе. Так, представитель общественной организации «Транспэренси Казахстан» Сергей Злотников заявил на круглом столе, что у него как у юриста замечаний к законопроекту нет.
«Концептуально остается один важный вопрос — при какой структуре должен был быть создан орган финансового мониторинга? Это не должна быть прокуратура в принципе. Это дело очень новое, в мире сейчас есть около тридцати стран, имеющих такие органы, причем только в трех случаях они существуют при прокуратуре. Вопрос в том, что у всех финансовых ведомств есть коммерческая тайна. Если ее начать нарушать, то на кого потом пожаловаться? Ведь даже в уважаемых закрытых государственных структурах нет гарантии, что из них не произойдет утечка информации «на сторону», — заметил юрист.
При этом он отметил, что в существующем законопроекте есть опасность покушения на адвокатскую тайну.
А еще сам закон прежде должен пройти антикоррупционную экспертизу. Ведь фактически речь идет о появлении нового контрольно-надзорного органа. А подпасть под его действие может, при формальном подходе, все, что угодно — ведь теоретически, при желании, под «отмывание денег» можно повести всю жизнедеятельность человека, включая даже покупку товаров.
— Судя по законопроекту, закон в таком виде будет малоэффективным, формальным, может свестись в основном к сбору нового вида статистической и финансовой информации, поскольку предусмотренные сроки — недельные в одних случаях и месячные — для многих других, не создают реальных заслонов для легализации доходов, полученных незаконным путем. Можно, например, произвести перечисление на день позже, и оно уже не попадает под данный закон, — заметил один из членов Форума предпринимателей.
Кроме того, и это отмечают многие, в идеологии законопроекта заметно игнорирование вопросов о защищенности прав предпринимателей в условиях проведения финансового мониторинга и предупреждения злоупотреблений в данной сфере.
Судя по началу, вся борьба вокруг законопроекта еще впереди…