Многие уже подсчитали будущую прибыль за счет невыплаты заработной платы, увольнения, унижения и прочих нарушении по отношению к своим работникам. Впрочем, они так поступают всегда, и складывается впечатление, что в погоне за большими деньгами наши бизнесмены забывают о существовании законов.
Факты, выявленные госинспекторами по труду вопиющие. Чтобы уйти от уплаты налогов и таким образом сэкономить свои деньги многие руководители частных предприятии просто не заключают с работниками индивидуальные трудовые договоры. А если и заключают, то вносят в них себе угодные условия противоречащие закону. Но самое главное, люди месяцами не могут получить мизерную заработную плату, которая ниже минимального уровня установленного законом на год. Особенно в сельской местности частные предприниматели считают достаточным платить людям по 2-3 тысячи тенге один раз в несколько месяцев. Про минимальную заработную плату, ниже которой никто не имеет права платить, они похоже не слышали. Бедные работяги вынуждены работать по 9-12 часов в день, про праздничные и выходные дни они должны забыть. А в небольших по численности предприятиях вообще невозможно что-либо выяснить, никто не знает, сколько кому начисляется и за что, кто как работает и так далее. Здесь как правило, все покрыто мраком.
Алматинская строительная компания «Казстройсервис» почти все лето реконструировала стадион им. Атояна в Уральске. Рабочие эксплуатировались как рабы от зари до зари, при этом никакого индивидуального договора с ними составлено не было. А потом в один прекрасный день компания свернула свою деятельность и уехала. Рабочие остались с носом. В госинспекции отмечают, что помимо всего, незаключение индивидуальных трудовых договоров приводит к тому, что наемные работники теряют право на ежегодно оплачиваемые трудовые отпуска, оплату больничных листов, представление льгот и компенсации, то есть на все предусмотренные законом блага.
Невыплата заработной платы со стороны работодателей полбеды по сравнению с производственным травматизмом. Только в Западно-Казахстанской области произошло 198 несчастных случаев на производстве. Но как известно, в отчетах отражается только то, что невозможно скрыть. Особенно это касается агропромышленного комплекса, предприятий малого и среднего бизнеса, где такие случаи зачастую не расследуются и не учитываются. Причем с каждым годом увеличивается число несчастных случаев с тяжелым исходом, когда человек получает инвалидность или умирает.От производственного травматизма экономика несет огромный ущерб в виде потерь дней трудоспособности и значительных выплат пособий и возмещение ущерба, причиненного здоровью работника. Например, если законодательством утвержден минимальный размер заработной платы в 5 тысяч тенге, то сумма единовременных выплат семье погибшего составит 600 тысяч тенге, а при среднемесячной зарплате строителей 15 тысяч тенге, сумма выплат составит 1 миллион 800 тысяч тенге. Но это только материальная сторона дела, а кто сможет возместить моральный урон, страдания людей, горе и слезы родных, потерявших близкого человека?
Основная причина того, что рабочие получают производственные травмы, по данным госинспекции, это недостатки в обучении и инструктировании работающих безопасным методам труда, в обеспечении их средствами индивидуальной защиты, эксплуатации технически неисправных, не отвечающих требованиям безопасности машин, механизмов и оборудования. Во многих предприятиях руководители считают роскошью выдавать бесплатно спецодежду, они считают, что все должно приобретаться за счет самих рабочих. В результате ежегодно до 10-15%всех случаев производственного травматизма происходят из-за необеспечения работников средствами индивидуальной защиты или из-за неправильного их применения.
Казахстанские бизнесмены еще не дошли до того, чтобы дорожить имиджем компании и уделять особое внимание технике безопасности, как это делают иностранные компании. На том же Карачаганаке техника безопасности первостепенна, здесь каждый раз ставят рекорды по количеству тысяч часов, проработанных без потери рабочего времени. А в прошлом году одна из иностранных компании, работающих на месторождении, получила международную награду как раз за обеспечение техники безопасности. Хотя нельзя сказать, что все здесь обходится очень гладко.
Несчастные случаи могут произойти где угодно: шел человек, упал на него кирпич сверху — это тоже несчастный случай. Но возмущает другое, когда работодатель, по вине которого травмирован или погиб работник, отказывается признать сам факт. В большинстве случаев работодатели воспринимают пострадавших в штыки, обвиняя их во всем произошедшем. Понятно, что делается это опять из жадности, дабы не выплачивать надлежащие возмещения и компенсации. А если дело и доходит до суда, то даже в этом случае отдельные хозяева годами отказываются исполнять решения суда, придумывая разные предлоги. Закон нарушают не только простые бизнесмены без чиновничьих регалии, но и избранники народа, которые клянутся выполнять все просьбы и требования своих избирателей. Но как показывает практика, клятвы действуют только на период предвыборной компании, дальше все идет своим ходом, никакая проблема за счет действии депутатов не сдвигается с мертвой точки. Действия депутата уральского городского маслихата Семена Кустановича иначе как античеловеческими не назовешь. Являясь директором АО «Акку», депутат в течение полутора лет устраивает волокиту при выплате возмещения своему пострадавшему работнику. Последний в результате тяжелой травмы на производстве остался без трех конечностей. Г-н Кустанович забросал суд исками на своего рабочего, обвиняя его во всем произошедшем. В последнем своем иске Кустанович требует взыскать с инвалида стоимость двух автомобильных шин, сгоревших именно в тот в момент, когда рабочий получил увечья и находился между жизнью и смертью. Жизнь и судьба рабочего народного избранника меньше всего интересуют, его волнует собственный капитал. И все обвинения в адрес пострадавшего как раз связаны с тем, чтобы только не платить за причинение вреда его здоровью. Понятно, что в случае признания вины работодателя, последнему придется платить не одну тысячу тенге, причем пожизненно, а это в интересы работодателя не входит. На самом деле это не единичный случай, когда работодатель после тяжелой травмы, нанесенной рабочему, обвиняет последнего в случившемся, при этом явно зная, что поступает не справедливо. Законы для них не существуют.
Во многом госинспекция связывает происходящее с тем, что в Казахстане уже давно не проводится аттестация рабочего места на производстве. А потому никто и не пытается выяснить, что есть вредное производство, а что нет. Кому положено давать молоко и прочие льготы, а кому нет. Обязательное социальное страхование рабочего и возмещение ему ущерба также не производится. Законы эти находятся на рассмотрении парламента. Пока же в стране действуют советские нормы и стандарты, а если учесть, что СССР давно нет, то получается и нормы эти незаконные. Работодателям это только на руку. Главное для них — увеличить свои счета, пусть даже ценой жизни наемных рабочих. А если их в период моратория не будут проверять и контролировать, это как раз то, о чем они мечтали. Так что, то ли еще будет.