Не так давно казахстанский интернет-портал Tengrinews.kz провел опрос среди своих читателей, где авторы издания выяснили, на что казахстанцы готовы потратить 42 500 тенге, выделенные государством в качестве соцпомощи в период коронавируса.
В ходе опроса выяснилось, что большая часть нуждается в продуктах, именно на эту статью расходов ушли бы полученные деньги. Также большое количество граждан ответили, что эти деньги ушли бы на погашения кредитов, оплату аренды жилья, погашение кредитов и так далее. При этом большинство респондентов отметили, что этой суммы недостаточно в качестве финансовой помощи.
Интересно, что в то время, как многие казахстанцы до сих пор не могут получить столь необходимую им помощь от государства, соцвыплаты нередко поступают людям, которые даже не потеряли источники дохода или не нуждаются в этих деньгах. Встречаются и те, кто и вовсе тратит эти деньги на ветер.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным экспертом Денисом КРИВОШЕЕВЫМ, дабы узнать, что он думает по поводу выделения средств не особо нуждающимся членам общества и надо ли государству регулировать эту ситуацию.
Напомним, ранее глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил проиндексировать пенсии и соцвыплаты на 200 миллиардов тенге и расширить охват дополнительными социальными выплатами в размере одной минимальной заработной платы для всех граждан, лишившихся доходов вследствие введения карантина. В целом данные меры охватят порядка 3 миллионов казахстанцев.
По ситуации на 13 апреля заявление на соцвыплаты подали порядка 3,7 миллиона казахстанцев, из них 1,7 миллиона уже получили необходимые средства. Суммарно расход на выплаты составил 76 миллиардов тенге.
Ознакомиться с информацией о том, кому положены соцвыплаты и как их получить, можно выяснить по этой ссылке.
— Здесь я хочу встать на сторону властей, потому что министерство труда делает все для того, чтобы охватить максимальное количество людей, заинтересованных в получении этих пособий. Число их будет только расти, соответственно времени на упорядочение данных нет. Они надеются на совесть людей. Есть определенные ограничения, связанные с доходом, к примеру, если человек получил в прошлом месяце большое количество денег, то он не имеет права претендовать на выплаты.
Здесь вопрос не в морально-этическом плане. Например, я не подавал на соцвыплаты, несмотря на то что у меня ИП. Я не очень понимаю, как человек, который не подавал заявку, в итоге получает выплату, однако такие случаи уже были. Возможно, такие люди высвечиваются автоматически в базе данных, то есть деньги пришли к тем людям, кому не должны. Это нормально, представьте себе, каково это — обработать столь огромную базу данных с миллионами людей, даже если все автоматизировано.
С точки зрения годовых затрат проще эти деньги отправить и надеяться, что они дойдут тем, кому они действительно нужны, чем тратить огромное количество времени и ресурсов, чтобы выяснить, действительно ли конкретный человек нуждается в данной выплате. Разбор полетов после рисков покажет, кто имел право, а кто нет на эти выплаты, но в целом механизация очень приемлемая.
— Как вам кажется, могут ли в этой ситуации действительно нуждающиеся люди не получить денег, так как они уплачены тем, кто не оказался в бедственном положении?
— Сумма, которую тратит государство на решение данной проблемы, – мизерная. Я считаю, что ее достаточно смело можно увеличить в три раза, и тогда действительно будет польза. Более того, она должна касаться более широкого количества людей, находящихся под угрозой потери работы или уже потерявших ее, причем не только в крупных городах. Сейчас закрываются на карантин и другие города, где люди будут претендовать на эти выплаты. В итоге, я думаю, где-то 3,5–4 миллиона человек будут претендовать на эти выплаты до мая, хотя бы на единократное пособие.
Лучше получат те, кому не положено, чем не получат те, кому это надо. Объем выделенных средств на нужды граждан – незначительный. Насколько я помню, пока было выделено 135 миллиардов на выплаты населению, но это очень мало для государства. Если мы увидим 4-5 тысяч фейловых или неверных оплат, то ничего страшного с системой не произойдет.
— Есть ли шанс того, что сумму соцвыплат увеличат?
— Есть понимание, что это необходимо сделать, причем у всех, кто разбирается в экономике. Средства, которые планируют отправить на поддержку предпринимательства, и деньги, выделяемые на поддержку банков, компаний с целью сохранить рабочие места, нужно потратить на людей. Для того чтобы быстро рестартануть экономику после такого кризиса, нужно, чтобы деньги быстро оказались у тех, кто на самом деле формирует спрос, а нынешние действия могут растянуть последствия кризиса от трех месяцев до года. Пока эти деньги распределятся внутри сервисной экономики, дойдут до потребителя, покроют текущие затраты, оплатят просрочки по кредитам и прочее, пройдет много времени, поэтому сейчас важно перенаправить деньги людям.
Средства нужно раздать так, как делают американцы, в качестве бензина для экономики, усиленного запуска после того, как все начнет возвращаться на свои места.
— Может ли повышение соцвыплат сказаться на госбюджете или это незначительные затраты?
— Нужно наконец научиться определять приоритеты, что важнее и что является базовым. Люди являются центром интересов государства, именно они являются единицей экономики и определяют спрос на необходимость этих предпринимателей. У нас достаточно денег потратили на спасение бизнеса, пришло время спасти людей, а сейчас вопрос стоит именно об этом.
Остановка по причинам вируса и ее последствия никто себе даже представить не может, потому что мировые проблемы будут помножены на внутренние, и мы не знаем, что будет дальше, поэтому необходимо максимально смягчить этот удар, который придется по населению. Бизнес переживет, люди не выживут..