Бизнес - не игрушки - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бизнес - не игрушки

Бизнес - не игрушки

На днях в Алматы открылась первая Международная выставка детских товаров "Детство-2008". Организатором выставки выступила выставочная компания "ALEXPO", при поддержке Министерства Образования и Науки Республики Казахстан, Национальной Ассоциации Лиги Потребителей, Национальной Ассоциации Игрушечников России и Ассоциации Индустрии Детских Товаров России.

  • 5 Сентября 2008
  • 3293
Фото - Caravan.kz

Генеральным спонсором выставки стала компания ТОО «World Wise Line Inc.».
Одна из курьезных особенностей выставки, то, что она… первая — за все годы независимости страны. Получается, что детям, конечно, самое лучшее, но почему-то — в последнюю очередь…
Однако, как бы там ни было, выставка эта, наряду с представленными на ней разнообразными игрушками и товарами для детей, поставила и ряд серьезных вопросов, на которые уже давно надо бы начинать искать ответы.
Основной целью мероприятия, как заявили организаторы, является развитие и систематизация рынка товаров для детей, а также информирование конечного потребителя о существующих на рынке товарах. В программе выставки наметили проведение тематических семинаров и презентации новинок от компаний-производителей. А специалисты и бизнесмены смогли обсудить состояние и перспективы развития рынка детской индустрии в Казахстане, ее капиталоемкость, вопросы качества детских товаров представленных на отечественном рынке, значение выставки для развития детской индустрии в Казахстане.
— Рынок товаров для детей и прежде всего — рынок игрушек сегодня показывает явственные тенденции к росту — считает Дарья Гайденрайх, Генеральный Директор ТОО «World Wise Line Inc.» — Сегодня мы оцениваем его примерно в 600 миллионов долларов в год — включая одежду, мебель, гигиенические средства и другие товары для нашего подрастающего поколения. На развитие этого рынка благоприятно повлияла улучшающаяся демографическая ситуация в стране и рост благосостояния казахстанских семей.
Президент Национальной Лиги Потребителей Казахстана Светлана Савченко, в свою очередь, считает, что вопрос ассортимента и качества товаров для детей и, прежде всего, игрушек, давно назрел и решать его нужно на самом высоком государственном уровне.
— Мы провели свой анализ — почти четверть жалоб от населения поступает в нашу Лигу по поводу качества детских игрушек, мебели, одежды и обуви, — говорит она. — И мы отмечаем еще очень тревожные тенденции в этом вопросе: качество детских товаров, в своей массе, из года в год становится все хуже. У каждого четвертого ребенка уже в первом классе обнаруживаются признаки сколиоза — из-за некачественных, тесных, неудобных парт, которые задешево покупают в Китае и других странах. Растет число детей-аллергиков, и не в последнюю очередь — из-за плохого качества игрушек. Наши базары и рынки заполонены дешевыми игрушками из Юго-Восточной Азии, но никто не проверяет их на безопасность. Хорошо еще, что мы смогли решить вопрос о безопасности игрушек для казахстанских дошкольных учреждений — детских садов, интернатов. Теперь тендеры для них проводятся обязательно под контролем санэпидслужбы и потребительских организаций, есть экспертиза. Сегодня там опасных игрушек нет. Но кто может защитить отдельного потребителя, который покупает своему ребенку игрушку на «оптовке»?
Эту и многие другие проблемы мы будем обязательно поднимать на заседаниях Общественного совета, в парламенте. И в самое ближайшее время, я надеюсь, законодатели должны будут принять новые, более строгие правила и регламенты по безопасности игрушек и других товаров для детей.
Рынок игрушек представляет собой один из самых сложных рынков. Несмотря на переживаемые отраслью трудные времена, расходы населения на приобретение игрушек во всем мире продолжают расти и составили в прошлом году, с учетом видеоигр, почти 106 миллиардов долларов. Специалисты — маркетологи отмечают интересную тенденцию: даже во время экономического спада рынок игрушек хоть немного — но растет! Это и понятно — родители лучше себе в чем-то откажут, чем ребенку в игрушке…
Наибольшие расходы на покупку игрушек для своих чад в год делают в Японии (305 долларов), Англии (280 долларов), Франции (255 долларов), США (242 доллара). В России, как свидетельствуют данные исследований компании COMCON, сегодня этот рынок также растет бурными темпами — затраты на покупку игрушек в 2006 году составили 27,6 доллара в месяц. А вообще рынок игрушек в России сегодня оценивается примерно объемом 160-200 миллионов долларов в год.
В Казахстане же картина другая: маркетинговых исследований по рынку игрушек здесь никто не проводит, каких-то объединений производителей игрушек нет, за почти полным отсутствием последних и вообще казахстанский рынок игрушек сегодня на почти на сто процентов представлен только импортной продукцией.
Антонина Цицулина, Президент Ассоциации индустрии детских товаров, Национальной Ассоциации игрушечников России, считает, что сегодня российский рынок игрушек и других товаров для детей, как и во всем СНГ, бурно возрождается, но казахстанцам не надо повторять ошибок, которые сделали в свое время россияне.
— Не следует уповать, что на этом рынке все сделается автоматически, благодаря только инициативе и предприимчивости бизнеса, — говорит она. — Нужна эффективная, действенная помощь государства, как на законодательном, так и на исполнительном уровне. Рынок игрушек очень сложный, связанный с весьма жесткими требованиями и ограничениями — по качеству, по безопасности… Он имеет явственную социальную направленность — от того, в какие игры дети будут играть, зависит, какими они вырастут, какие из них получатся граждане. Поэтому со стороны государственных органов необходимо отслеживать целесообразность идеи, которую в себе несет та или иная игра и игрушка, функциональные свойства, характеристики, предназначение. Только на уровне государственной идеологии, национальных ценностей возможно формировать потребности потребителей и приучать общество к полезным и необходимым продуктам. И в первую очередь — детей, потому что они — будущее страны, будущее нации.
И это правда — нельзя отрицать влияние игрушки на поведение индивида во взрослой жизни. Различные исследования показывают, что если в детстве ребенок предпочитал играть в военные игрушки, то и во взрослой жизни у него остается склонность к агрессии, в то время как ребенок, игравший в развивающие игры, повзрослев, интересуется больше интеллектуальной деятельностью и менее склонен к разврату и насилию. Так, например, в Швеции и Японии вообще запрещены военные игрушки, а в Германии и Испании запрещена реклама таких игрушек…
И в Казахстане, и в России большую часть рынка занимает импорт. Почему бизнес не идет в производство игрушек? Причин много, но главная — та, что государство еще не повернулось к проблеме лицом, не оценило в полной мере роль и значение игрушек, развивающих учебных игр в процессе образования и воспитания маленького человека.
— Для отечественных производителей игрушек и других товаров для детей в Казахстане правительство не создает никаких льгот, никаких послаблений в сфере налогов, — объясняет Светлана Савченко. — А ведь это производство — специфическое, здесь бизнесмены должны использовать самые лучшие и безопасные материалы, которые в стране также чаще всего не производятся. Но такая «экономия» зачастую оборачивается большим ущербом для воспитания детей, вынужденными играть игрушками, оторванными от нашего казахстанского менталитета, от национальных образов и традиций. Игрушка — это очень серьезно! Именно здесь, когда маленький человек играет, он начинает познавать мир, здесь закладываются основы его национального самосознания, патриотизма… А у нас бизнесмены, желающие работать в сложной, но очень важной этой сфере, оставлены без всякой поддержки государства.
Действительно, на выставке, где были представлены пятьдесят компаний и почти сто пятьдесят мировых брендов игрушек, казахстанские предприятия можно было пересчитать по пальцам одной руки. Да и те сами чаще всего не делают, а только заказывают товары производителям из Китая или той же России. Некоторые эксперты считают, что такая политика не лишена разумности и экономического расчета.
— Казахстан — страна со сравнительно небольшим населением, рынок здесь очень маленький, поэтому создавать серьезное производство игрушек здесь зачастую экономически невыгодно, — считает Дарья Гайденрайх, Генеральный Директор ТОО «World Wise Line Inc.»— Лучше всего создавать совместные производства в той же России или Китае, а модели игрушек разрабатывать самим. Участие казахстанских капиталов в развитии рынка игрушек могло бы вывести их на новые, большие рынки. И одновременно — удовлетворить спрос на игрушки внутри страны. Но пока этого нет, а бизнес в производство игрушек не идет.
Игрушка — нужна, игрушка — важна, и пока государство не поймет этой простой истины, казахстанские дети будут во многом довольствоваться различными (и не всегда безопасными) суррогатами игрушек, произведенными за пределами страны. Тут к месту напомнить слова великого француза, создавшего в литературе один из самых пленительных и пронзительных детских образов: «Кукла — одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Лелеять, наряжать, украшать, одевать, раздевать, учить, слегка журить, баюкать, ласкать, укачивать, воображать, что нечто есть некто — в этом все будущее женщины. Мечтая и болтая, готовя игрушечное приданое и маленькие пеленки, нашивая платьица, лифчики и крошечные кофточки, дитя превращается в девочку, девочка — в девушку, девушка — в женщину. Первый ребенок — последняя кукла. Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей».
Великий Гюго написал эти строки сто пятьдесят лет тому назад…

Иллюстрация с сайта www.zapfcreation.ru