Редакция медиа-портала Сaravan.kz изучила последние его высказывания о проблемах с Интернетом в Казахстане.
Ещё в конце января министр цифрового развития получил выговор от премьер-министра. Алихан Смаилов обратил внимание господина Мусина на количество жалоб от казахстанцев на качество Интернета и мобильной связи.
"Хорошее соединение иногда отсутствует даже в крупных городах. Сейчас все можно сделать с помощью мобильного телефона, но порой это невозможно из-за отсутствия Интернета. Эту проблему надо решать", — высказался премьер-министр и поручил принять меры, чтобы Интернет у казахстанцев стал лучше.
После этого Багдат Мусин начал убеждать всех, что с Интернетом всё на самом деле в порядке. Уже в марте, отчитываясь о зонах с плохой связью в Астане, он сперва признал, что проблема есть, а потом, несмотря на это, заявил, что его устраивает наш Интернет. "Я езжу по разным странам, вижу, как там им пользуются. Я считаю, что в Казахстане приемлемый Интернет за приемлемую цену. Казахстан по цене на Интернет находится на последних позициях", — высказался министр.
Здесь нужно понимать, сколько стоит Интернет в разных странах по отношению к средней зарплате. Вот в Казахстане, к примеру, в первом квартале этого года средняя зарплата составила 340 636 тенге, а самый дешёвый домашний Интернет у "Казахтелекома" — 3999 тенге, что занимает 1,1 % от этой зарплаты — у других поставщиков цены тоже примерно такие же. А согласно последним данным бюро труда и статистики, приведённым forbes.com в США средняя зарплата составляет примерно 4 952 долларов в месяц, то есть — 2 202 292 тенге — это более чем в шесть раз больше казахстанской. Самый дешёвый тариф домашнего Интернета в США, который удалось найти — 35 долларов в месяц от провайдера Xfinity, то есть 15 574 тенге. Звучит внушительно, но это только 0,7 % от их зарплаты.
11 июля о жалобах казахстанцев на Интернет спросил уже президент. Ответ министра был таков, что из него выводились две причины. Первая — радиофобы, которые ломают вышки, хотя их можно привлекать за это к ответственности по закону и решать проблему таким образом. По статье 202 Уголовного кодекса "Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества" наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей (6,9 млн тенге) либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. А уж если в деле будет присутствовать поджог или другие отягчающие обстоятельства, то размер штрафа будет от 3 до 7 тысяч МРП. Едва ли у многих радиофобов найдётся достаточно денег для такого времяпрепровождения.
Вторая причина, которую назвал министр — неэкономное использование трафика, Багдат Мусин напомнил, что Интернет — ресурс исчерпаемый, и привёл в пример международный опыт: "Если за границей сравнить, там, прежде чем открыть любое видео, пользователь подумает, а оно ему надо или нет, потому что его мегабайты сжигаются, и он теряет деньги". Однако на деле многие тарифы, даже с минимальными ценами, предлагают больше трафика, чем пользователи тратят. Казахстанцы уже высказывались, что и по прошлым пакетам не успевали расходовать свои минуты и гигабайты, поэтому, когда за повышение цены пообещали дать больше трафика, люди заявили, что многим он не нужен. Особенно это ударило по пенсионерам. "Мой тариф повышается до 3990 тенге… Я в шоке! В пенсионном тарифе нет Интернета, а это общение для меня. Я очень расстроена, почему они не понимают, что пенсия маленькая и мы себе многое не можем позволить", — приводила ustinka.kz пожилой жительницы ВКО.
А вчера Багдат Мусин снова призвал людей к экономии: "Казахстанцы привыкли потреблять по 15-20 гигабайт информации. Давайте экономить, надо понимать, что мобильный Интернет – он дорогой. Когда домой приходите – надо к Wi-Fi переключаться. Должна быть культура экономии". Однако, чтобы далеко не ходить за примером — у автора статьи сегодня, за пять дней до нового списания, из 12 гигабайт использовано всего 4,73, и это без переключения на Wi-Fi дома.
По данным Агентства по защите и развитию конкуренции, сотовые операторы Казахстана в 2023 году повысили тарифы на 8-50 %. Beeline и вовсе за последний год поднимал тарифы дважды. А когда Багдата Мусина вчера спросили про сбои у одного из операторов, он призвал отнестись с пониманием, потому что те переходят с 4G на 5G, и, по его словам, проблемы связаны именно с этим. Интересно, когда с пониманием отнесутся к нуждам простых казахстанцев?