Лучший фильм
На первый взгляд фаворит в самой главной оскаровской номинации – “Искупление” (подробнее о фильме читайте на стр. 43. – Прим. авт.). Картина Джо Райта уже получила “Золотой глобус” как лучшая драма и BAFTA от Британской академии кино и телевидения. Считается, что эти две премии – пролог к “Оскару”. Между тем четыре последних года “Золотой глобус” и BAFTA провозглашают лучшим фильмом года одну картину, а “Оскар” – совсем другую!
Главный недостаток “Искупления” в глазах “Оскара” – это слишком английский фильм. А вручает премию все-таки Американская академия. Так что ситуация, когда в прошлом году большинство прочило “Оскар” “Королеве” или “Вавилону”, а статуэтка досталась не самому лучшему фильму Мартина Скорсезе “Отступники”, может повториться.
В этой связи в фавориты выходит “Нефть” Пола Томаса Андерсона – экранизация романа Аптона Синклейра об американском нефтепромышленнике, масштабная и по истории, и по характерам постановка. Главным конкурентом “Нефти”, очевидно, будет новая работа братьев Коэнов “Старикам тут не место”.
Лучший фильм на иностранном языке
“Монгол”, представляющий Казахстан, среди явных претендентов на победу не значится. Впрочем, фильм Сергея Бодрова-старшего не был таковым и когда его выставляли на “Оскар”, и даже когда он попал в число девяти претендентов на номинацию. Тем не менее, если академики в этом году устали от политики и их потянуло к чему-то новому и неизведанному, то вполне возможно, что в запечатанном конверте будет бумажка с надписью: “Монгол”.
Что касается “12” Никиты Михалкова, то против него, как ни странно, то, что российский режиссер уже получал “Оскар” за “Утомленных солнцем”. В ситуации, когда среди номинантов есть Анджей Вайда, у которого полноценного “Оскара” нет (только почетный), это может сыграть свою роль. К тому же американцы сами любят делать ремейки, но им не слишком по душе обыгрывание их киноклассики. А “12”, как ни крути, не такая уж вольная вариация на тему “12 разгневанных мужчин” Сидни Люмета.
О “Катыни” Вайды принято говорить как о наиболее вероятном победителе. Это фильм о трагедии польских военных, расстрелянных НКВД в 1940 году. Картина пока не была в широком прокате нигде, кроме Польши. Большинство поляков от фильма в восторге, правда, есть и те, кто обвиняет 81-летнего режиссера в конъюнктуре. Вот выдержка из рецензии Ярослава Петшака “Золотая рыбка по имени Вайда”, опубликованной в Le Monde Diplomatique: “Вайда – величайший конформист польского кино, золотая рыбка, готовая исполнить киножелание любой власти, лишь бы всегда быть наверху… А теперь пора заняться Катынью: надо показать, что система, любимчиком которой был Вайда, в действительности была хуже фашизма. Потому что этого желает нынешняя власть. Для исполнения всех мечтаний братьев Качиньских (президент и экс-премьер-министр Польши. – Прим. авт.) в этом фильме не хватает только коммуниста, который посреди пшеничного поля насилует невинных польских мальчиков”.
Израильская картина “Бофор”, вновь затрагивающая тему ближневосточного конфликта, может рассматриваться как альтернатива “Катыни” в качестве победителя. Это история солдат блокпоста на границе Израиля и Ливана, происходящая незадолго до вывода израильских войск. История молодых людей, хотевших жить мирно, но которых заставили пролить кровь ни за что.
У австрийских “Фальшивомонетчиков” в такой компании шансов не много, тем более что тема Холокоста в Голливуде уже не так модна, как в 1990-е.
Лучшая мужская роль
В этой номинации практически нет конкурентов у Дэниэла Дей-Льюиса. Критики, коллеги, фестивальные жюри – все отмечают исключительность исполнения актером роли Дэниэла Плейнвью в “Нефти”. Дей-Льюис уже получил и “Золотой глобус”, и BAFTA, и еще множество наград, и нет никаких оснований предполагать, что академики поступят подобно жюри Берлинского фестиваля, вручившему награду другому актеру.
Лучшая женская роль
У женщин все несколько сложнее, и явную фаворитку выделить сложно. Кейт Бланшетт в “Золотом веке” была, как всегда, великолепна, да сам фильм подкачал. Марион Котильяр блистательна в роли Эдит Пиаф, эта роль отмечена уже многими наградами, но “Жизнь в розовом цвете”, подобно “Искуплению”, может оказаться не близка американским академикам. Так что, вероятно, победа достанется либо Джули Кристи (“Вдали от нее”), либо Эллен Пейдж (“Джуно”).
Лучшая мужская роль второго плана
Тут бесспорный фаворит – Хавьер Бардем (“Старикам тут не место”). Он номинировался в 2002 году за главную роль в картине “Перед наступлением ночи”, но тогда испанскому актеру предпочли австралийца Расселла Кроу в “Гладиаторе”. Сейчас конкуренцию Бардему могут составить разве что Том Уилкинсон (“Майкл Клейтон”) да Кейси Аффлек (“Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса”), игру которого критики отметили еще на Венецианском фестивале.
Лучшая женская роль второго плана
В отличие от главной актерской номинации в этой у Кейт Бланшетт (“Меня здесь нет”) гораздо больше шансов. Тем более что не каждый день актрисе доводится сыграть мужчину, в данном случае – Боба Дилана. Второй год подряд в номинации юная актриса. В прошлом году это была 10-летняя на тот момент Абигайл Бреслин (“Маленькая мисс Счастье”), в этом – 13-летняя Сайорси Ронан (“Искупление”). Кроме Бланшетт и Ронан следует выделить ветерана Голливуда, 84-летнюю Руби Ди, сыгравшую в “Гангстере” мать Фрэнка Лукаса.
Лучший режиссер
В коллекции наград братьев Коэнов (“Старикам тут не место”) явно недостает “Оскара” за лучшую режиссуру. Амбиции Итана и Джоэла подкреплены BAFTA. Но проблема в том, что в данной номинации, наверное, самая серьезная конкуренция из всех. Пол Томас Андерсон с “Нефтью”, Джулиан Шнабель с потрясающей драмой “Скафандр и бабочка”, молодой Джейсон Райтман (“Джуно”) и переквалифицировавшийся из сценаристов дебютант Тони Гилрой (“Майкл Клейтон”) в равной степени достойны награды.
мнение кинокритика
Гульнара Абикеева, арт-директор международного кинофестиваля “Евразия”:
Все для “Нефти”!
– Гульнара Ойратовна, кто вам видится фаворитом в главных номинациях на “Оскар”?
– На Берлинском кинофестивале я видела картину “Нефть” Пола Томаса Андерсона и отдала бы ей все восемь “Оскаров”, на которые она номинирована! Очень странно, что этому фильму вопреки всем ожиданиям не вручили в Берлине “Золотого медведя”. “Нефть” – мощное большое кино, такого дыхания и размаха, как “Крестный отец”. Давно не было в Голливуде кино такого уровня. Это не просто история. Это история всей Америки, американского характера. Главный герой в исполнении Дэниэла Дей-Льюиса, несмотря ни на что, упрямо идет к своей цели, кладя все на алтарь своего бизнеса. Поэтому совершенно непонятно, почему россияне перевели оригинальное название There Will Be Blood (“Будет кровь”), как “Нефть”.
– А другой фаворит – “Старикам тут не место”?
– На мой взгляд, это картина слабее предыдущих работ братьев Коэнов. Хавьер Бардем там, конечно, очень хорош, и наверняка он возьмет “Оскар” за лучшую мужскую роль второго плана.
– Ваш прогноз по номинации “Лучший фильм на иностранном языке”?
– Несмотря на личные пристрастия – Вайда. Мне в Берлине, к сожалению, не удалось посмотреть “Катынь”. Но если уж Вайда попал в число номинантов в его-то возрасте, не дать ему “Оскар” не смогут. Просто потому, что Вайда – это фигура.
ТЕЛЕМОСТ БРАНСУИК – Алматы
Вестерн по-азиатски
20 февраля накануне церемонии вручения “Оскара” посольство США в Казахстане организовало телемост между городом Брансуик (штат Мэн) и Алматы.
Из-за океана с журналистами и кинокритиком Гульнарой Абикеевой общалась завкафедрой русского языка в колледже Боуден в Брансуике магистр искусств Джейн Нокс-Воина, уже приезжавшая в Казахстан на МКФ “Евразия”, а сейчас пишущая книгу о кино Центральной Азии.
Джейн считает, что в США “Монгол” будет воспринят не как арт-хаусное кино, а как блокбастер, и его ждет хорошая прокатная судьба. Американский зритель любит, когда в эпической драме есть экшн-вставки, битвы, кровь. Также американцам близка тема восхождения человека, оказавшегося на самом дне, на вершину. Джейн Нокс-Воина сравнила “Монгол” с вестерном, сделанным на восточный манер, то есть истерном, отметив также отличное техническое исполнение фильма и актерскую игру.
Что касается критики, то, во-первых, по словам Джейн, тем из американцев, кто уже посмотрел картину, осталось непонятным представление Чингисхана как героя. Все-таки на Западе Чингисхан – кровавый и жестокий правитель. К тому же повествование “Монгола” слишком простое, как и диалоги.
Несмотря на это, при выборе победителя “Оскара” Джейн Нокс-Воина проголосовала бы именно за “Монгола”, хотя в США большинство ставит на успех “Катыни”.