Биологическое оружие в XXI веке - Караван
2024 Год
22 Сентября
  • A
Биологическое оружие в XXI веке

Случаи заражения спорами сибирской язвы редакций, офисов, а также правительственных учреждений во многих странах мира заставляют более серьезно относиться к проблеме распространения биологического оружия.

• 11 Апреля 2005
  • 5304
Фото - Caravan.kz

Пессимистические прогнозы дальновидных ученых-биологов о появлении актов биотерроризма стали сбываться во многих странах мира.
Это вызывает серьезные опасения у представителей правящей элиты развитых стран, которые опасаются увеличения случаев применения биотеррористами возбудителей более опасных инфекций, способных за короткий промежуток времени вызвать крупномасштабные эпидемии.
Случаи появления различных спор не являются редкими. Скорее всего, они приобретают регулярный характер.
Так 14 марта 2005 года в комплексе Пентагона была поднята тревога после того, как в здании для обработки почты министерства обороны США при обнаружении двух конвертов сработали сенсоры на присутствие химических или биологических веществ.
После чего отдельно стоящее здание с северо-западной стороны Пентагона, в котором принимаются и обрабатываются почтовые отправления, предназначенные для сотрудников военного ведомства, было закрыто, а весь персонал в количестве 200 человек эвакуирован.
Стоит отметить, что письма со спорами сибирской язвы унесли жизни пяти граждан США после событий 11 сентября 2001 года, когда неизвестные отправили несколько конвертов со смертоносными бактериями в различные американские государственные и общественные организации, включая Конгресс США.
Если мы вспомним 2001 год, то 12 октября российские информационные агентства, со ссылкой на Reuters, сообщили о том, что, «группа американских инспекторов обнаружила бациллу сибирской язвы на одном из объектов в Казахстане, где проводились испытания биологического оружия». В то же время появилась информация о казахстанской принадлежности спор сибирской язвы, обнаруженных в США.
15 октября того же года МИД Казахстана распространил заявление о том, что «появившиеся в американских СМИ сообщения о якобы имеющейся связи между заболеваниями сибирской язвой американских граждан с возможностью попадания штаммов сибирской язвы из Казахстана в руки экстремистов не имеют под собой никакого основания». Там же было отмечено, что в Казахстане совместно с США налажена надежная система экспортного контроля, ее функционирование приведено в полное соответствие со стандартами, обеспечивающими все необходимые требования безопасности, включая вопросы физической защиты чувствительных объектов.
Что же собой представляют различные бактериальные средства, объединенные одним названием — бактериологическое оружие?
Итак, бактериологическое (биологическое) оружие — это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряженные бактериальными (биологическими) средствами.
В качестве бактериальных (биологических) средств могут быть использованы:
— возбудители бактериальных заболеваний (чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва, холера);
— возбудители вирусных заболеваний (натуральная оспа, желтая лихорадка, венесуэльский энцефаломиелит лошадей);
— возбудители риккетсиозов (сыпной тиф, пятнистая лихорадка Скалистых гор, Q-лихорадка);
— возбудители грибковых заболеваний (кокцидиодомикоз, покардиоз, гистоплазмоз).
Существенной особенностью бактериологического (биологического) оружия является наличие скрытого периода действия, в течение которого пораженные продолжают выполнять свои обязанности, а потом внезапно заболевают. Скрытый период может быть различным, например, при заражении чумой и холерой он может длиться от нескольких часов до 3 суток, туляремией — до 6 суток, сыпным тифом — до 14 суток.
Для доставки бактериальных (биологических) средств используются те же носители, что и для ядерного и химического оружия (авиационные бомбы, снаряды, мины, ракеты, генераторы аэрозолей и другие устройства). Кроме того, бактериальные (биологические) рецептуры могут быть применены диверсионным путем. В последнее время стало модным распространять биологическое оружие посредством различных служб, включая почтовую и другие сервисные структуры.
Интересен тот факт, что болезнетворные микробы не могут быть обнаружены органами чувств человека. Это возможно только с помощью технических средств неспецифической бактериологической (биологической) разведки.
Опасность последствий применения биологического оружия осознали многие государства. На международном уровне в целях борьбы с биологическим оружием был создан межгосударственный союз, получивший название «Австралийская группа». Итак, что это за организация и чем она занимается?
Австралийская группа была основана в 1984 году после массированного использования химического оружия во время ирано-иракской войны. Это стало следствием того, что в 1980-х годах появились свидетельства того, что ряд стран, включая Ирак, производит химическое оружие, используя поставки в рамках международной торговли химическими веществами и соответствующим оборудованием.
Австралийская группа борется с распространением химического и биологического оружия. Основная цель группы состоит в том, чтобы промышленность стран-участниц не оказывала помощь — преднамеренно или по недосмотру — государствам, стремящимся приобрести химическое и бактериологическое оружие.
Стоит отметить, что участники группы соблюдают и полностью поддерживают международные договоры и обязательства против химического и бактериологического оружия.
В Австралийской группе участвуют тридцать восемь стран: Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Канада, Чешская Республика, Кипр, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Южная Корея, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство и США. Группа собирается на ежегодной основе, обычно в Париже.
Страны, обращающиеся с просьбой быть принятыми в Австралийскую группу, могут получить членство в группе только на основе единого мнения существующих членов группы.
Страны-кандидаты должны иметь традиционную, эффективную правовую систему национального контроля над экспортом (включая всеобъемлющий контроль) и продемонстрировать соблюдение всех многосторонних договоров, запрещающих деятельность в области химического и бактериологического оружия.
Страны Австралийской группы осознают, что если они собираются предотвратить распространение химического и бактериологического оружия, то им нужно предпринять как существенные меры на уровне каждого правительства, так и совместные на региональном уровне.
Вполне вероятно, что и Центрально-азиатские республики могли бы стать членами данной организации, но насколько их внутреннее национальное законодательство и в целом существующая система позволяет гарантировать качественный контроль?
Конечно, каждая республика Центрально-азиатского региона укрепляет национальные системы контроля. Таким образом, у распространителей орудия массового уничтожения появляются определенные трудности в приобретении или изготовлении ядерного, химического и биологического оружия, а также материалов для его производства.
Подобные меры со стороны центрально-азиатских государств являются существенным вкладом в обеспечение безопасности не только региона, но и всего мира. Но насколько результативными оказываются их усилия, и смогут ли их действия позволить республикам Центральной Азии стать членами Австралийской группы?