Проблема была комплексной. Во-первых, многие из ветеранов до армии никогда не ели досыта. США 30-х годов XX века – это миллионы нищих рабочих, фермеров, мигрантов. После Великой депрессии предприятия закрывались пачками, а банки сгоняли фермеров с их земель. То, что происходило в это время в Штатах, поразительно напоминает голодомор в СССР, который случился именно в эти же годы. По данным статистики, за 10 лет до войны США потеряли 7 миллионов человек. Видимо, вследствие голода. Но Вашингтон этого не признает.
Во-вторых, только в армии дети депрессии смогли получить специальность. По большому счету, многие из ветеранов не умели ничего делать, кроме как воевать.
В-третьих, на этом фоне очень много американцев сочувствовало коммунистическим идеям. А СССР тогда был на подъеме.
В-четвертых, эти 16 миллионов ветеранов были попросту лишними для экономики страны. США за время войны экономически окрепли, появилось много рабочих мест. Но рост произошел в основном за счет привлечения женщин. Их труд всегда был дешевле. Женщины дисциплинированны и менее требовательны.
Отказаться от ветеранов нельзя. Быстро вовлечь в экономику – почти невероятно. Но не дать им работу – значит завтра появятся коммунистические кружки, вооруженные, сплоченные и имеющие военный опыт. Надо было срочно делать из ветеранов средний класс, который трудно поддается пропаганде. Как это сделать?
У США уже был негативный опыт с ветеранами Первой мировой. После победы возвращавшихся встречали политическими речами и парадами. Чтобы каждый мог добраться до своего дома в разных городах, давали билет на поезд и обещали какие-то деньги в неопределенном будущем, где-то в середине 30-х годов. Миллионы демобилизованных солдат стали искать работу. Это породило серьезные экономические проблемы: чтобы взять их на работу, приходилось увольнять других, в основном женщин. Но всем бывшим солдатам работы все равно не хватило.
Комплексную проблему начали решать тоже комплексно. Закон, подписанный президентом Франклином Рузвельтом 22 июня 1944 года, вошел в историю как “Солдатский билль о правах”. В нем предлагалось дать ветеранам льготы для получения специального и высшего образования. Распределив хотя бы часть ветеранов по вузам, экономика выигрывала несколько лет. А после получала грамотных специалистов. А сами эти люди могли бы повысить свой доход и платить больше налогов. К 1956 году около 8 миллионов ветеранов получили дипломы, профессии, научно-технические степени. Все эти затраты вернулись в казну в виде налогов в течение следующих 5–6 лет.
Среди таких студентов были будущие президенты Форд и Буш-старший, сенаторы и конгрессмены, а также бывший сержант Генри Киссинджер, поступивший в Гарвардский университет.
Другая статья закона гарантировала льготный банковский заем на покупку жилья. Государство гарантировало банку, что если ветеран не сможет выплачивать свой ипотечный долг, то за него это будет делать правительство. К 1952 году 2,4 миллиона ветеранов купили дома. Это дало стимул строительному сектору экономики.
Один из первых крупных проектов строительства новых домов для ветеранов был начат в 1946 году в штате Нью-Йорк на острове Лонг-Айленд, где возник город Левиттаун, названный по имени владельца фирмы “Левит и сыновья”. В подобных “левиттаунах” по типовым проектам собирались в массовом порядке односемейные дома. Мечта о собственном доме стала нормой.
Получив жилье, молодой ветеран, скорее всего, женится и народит детей. В заботах о семье тоже очень трудно отвлекаться на активную политическую деятельность.
“Левиттауны”, новые дороги, построенные во время войны, и большое количество машин изменили лицо и социальную структуру США. Теперь большая часть населения жила не в городах, а в пригородах.
Все эти меры, конечно, не спасли американскую экономику от проблем. С окончанием войны исчезли военные заказы, сократились доходы большинства американцев, возросла безработица, повысились цены. Это привело к массовым стачкам. В 1945 году бастовало 3,5 миллиона человек, в 1946 году – уже 4,6 миллиона. Тем не менее стачки не перерастали в вооруженные конфликты. А это было главной целью президентской администрации.