На них пахать можно! И нужно
За 8 месяцев этого года в органы полиции поступило 130 тысяч жалоб на домашних тиранов. Однако, как рассказал две недели назад в ходе первого чтения закона “О бытовом насилии” заместитель министра внутренних дел Алексей КАЛАЙЧИДИ, уголовные дела возбудили по 2 500 обращений, еще 30 тысяч пошли как административные проступки, по остальным потерпевшие забрали свои заявления, и полиция оказалась бессильна.
Как уверена основатель движения “Немолчи.kz” Дина ТАНСАРИ, всё же полицейские и сами виноваты в сложившейся ситуации: разбирательства по делам, связанным с бытовым насилием, очень сложны для жертв и зачастую не ведут ни к чему хорошему: чаще всего всё заканчивается защитным предписанием, которое по факту не работает. Иногда, конечно, драчуна наказывают. Наказание заключается либо в исправительных работах на непродолжительный срок, либо в ограничении свободы. И то и другое практически никак не защищает жертв, но сокращает доходы самого дебошира. Что делает его еще злее.
– Я считаю, что нам нужно изучить опыт Южной Кореи, где за домашнее насилие людей отправляют на общественные работы на год. Деньги перечисляют сразу семье. И это достаточное наказание для того, чтобы люди задумались. А что происходит у нас? Ограничение свободы в тюрьмах, где эти преступники просто сидят! А их дети в это время голодают, – возмущается Дина Тансари.
Примеров в подтверждение своих слов правозащитница может привести массу. Но, может, хватит и одного. Каната САДУОВА, который 5 лет назад облил бензином и поджег бывшую жену, посадили за его преступление на 12 лет. Часть срока мужчина уже отмотал, но работать на зоне не хочет. По казахстанскому законодательству заставлять заключенных трудиться против воли нельзя. Поэтому оставшихся после смерти Светланы Садуовой четверых детей растит сестра погибшей без какой-либо поддержки биологического отца.
При этом предложения общественников о том, чтобы привлекать семейных дебоширов к длительным исправительным работам, госорганы не поддержали, пока речь идет об увеличении сроков за домашнее насилие. Но и тут пока нет единого мнения.
Избил – вон из дома!
За прошедшие 5 лет в Казахстане было еще несколько десятков случаев, когда “семейная” ссора закончилась чьей-то смертью. Всё это привело к тому, что о семейно-бытовом насилии заговорили как о национальной проблеме, а год назад депутатский корпус вместе с общественниками приступил к разработке закона “О противодействии семейно-бытовому насилию”. В конце сентября законопроект утвержден мажилисменами в первом чтении. Основная его новелла – ужесточение наказания за побои, свидетелями которых стали несовершеннолетние, а также то, что основанием для реагирования со стороны полицейских может быть не только обращение жертвы, но и сообщение о риске домашнего насилия со стороны третьих лиц. При этом если дебоширу выносят защитное предписание, то предполагается его насильное выселение из дома на 10 дней и запрет на употребление спиртных напитков.
Тут, как правильно отметил спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН, очень многое будет зависеть от того, как новелла будет исполнена.
– Сейчас, для того чтобы доказать вину и привлечь к ответственности домашнего тирана, необходимо заключение экспертизы сразу нескольких госорганов: МВД, мнздрава, минтруда, МОН. Ну кто пойдет по этим инстанциям собирать справки? – говорит Нигматулин. "Девочка схватила нож, чтобы защитить маму": суд "пригрозил пальчиком" агрессору
Как итог – печальная статистика, приведенная МВД, когда до суда доходят лишь 2 обращения из 10.
Ну не убил же…
Дина Тансари предполагает, что история из Казыгуртского района Туркестанской области, ставшая достоянием общественности на этой неделе, закончится примирением. На видео, облетевшем все соцсети, пьяный мужчина бьет по голове сначала одного ребенка, потом другого. Снимала всё, как выяснилось, его жена, которую он избил перед пацанами. Как рассказала женщина в соцсетях, всех домочадцев отец семейства колотит всякий раз, как напьется. А пьет он часто. Участковый в курсе ситуации, но никаких мер не предпринимает.
Сам же агрессор, по словам женщины, уверен, что поступает верно – кто, как не родной отец, научит сыновей уму-разуму?
– Так живет у нас в селе каждый второй двор. Посмотрите, какой уровень образования и культуры в сельской местности – нет ни спортивных секций, ни нормальных кружков, не организован культурный досуг. Нет там и правозащитных организаций, которые бы помогли женщинам. Зато есть куча соседок и родственниц, которые живут точно так же. А найдутся еще и те, которые скажут, что она сама виновата и что-то не так сказала мужу. Самое страшное, что и представители закона на местах рассуждают так же. К ним приходит не участковый, а одноклассник Саке. А этот Саке ту женщину воспринимает не как потерпевшую, которую нужно защитить, а как жену Баке, которая не умеет вовремя рот закрыть, – объясняет Дина Тансари свое мнение.
НУР-СУЛТАН