Библиотека как индикатор экономического развития - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Библиотека как индикатор экономического развития

Библиотека как индикатор экономического развития

Судить о динамике общества и экономики можно не только по сухой статистической цифири.

  • 8 Февраля 2006
  • 1095
Фото - Caravan.kz

Более чем статистические цифры роста в различных отраслях экономики представление об ее долгосрочной динамике могут дать процессы, которые, на первый взгляд, далеки от этой темы. Например, состояние …библиотек.
Вполне очевидно, что чем более полны их читальные залы, тем больше надежд можно возлагать на качество профессионализма нынешних студентов, завтрашних специалистов, которые выйдут на рынок труда. Но есть еще более прямой и верный способ оценки и взаимозависимости состояния библиотечного дела и развития экономики, и отображения последнего в первом. Это — работа научно-технических библиотек.
Даже простой принцип «встречи по одежке» показывает, что Республиканская Научно-Техническая библиотека (РНТБ), чей главный офис и фонды находятся в Алматы — организация вполне жизнеспособная и даже весьма динамичная.
Оказавшись там некоторое время назад, впервые за долгие годы автор был немало удивлен: образ тихо умирающих библиотек, закрепившийся с первых постсоветских лет, «сидел» в воображении довольно крепко, однако, дезавуирован был быстро. И весьма достойным антуражем, и общением со специалистами библиотеки.
— Конечно, тяжелые времена не миновали нас, после развала СССР наступил очень тяжелый период, когда оказались прерваны все связи с Россией, где находились основные комплектовавшие нас литературой организации, было невозможно ничего закупить. Начался жуткий информационный голод. Тогда было тяжело всем библиотекам, но нам, наверное, сложнее других, ведь наша специфика — это работа в основном с неказахстанской литературой, мы комплектуем научную и техническую литературу, — рассказала Ольга Квочкина, заведующая отделом развития библиотек РНТБ. Фонды РНТБ, созданной сорок пять лет назад, обслуживали не только Казахстан, но и соседние республики региона — Узбекистан, Киргизию, Таджикистан…
С ними до сих пор сохранена связь, и не только с ними. Недавно РНТБ даже выполняла заказ из Грузии, оказывается профессиональная помощь украинским библиотекам. Такая «лидерская динамика» результат двух вещей: объективно высокого уровня РНТБ с ее фондами и успешной работы коллектива и руководства библиотеки.
В Казахстане в советскую эпоху было восемь ведущих библиотек: Национальная библиотека, Республиканская Научно-Техническая, Республиканская Сельскохозяйственная, Республиканская Медицинская, библиотека Академии Наук, Республиканская библиотека для незрячих и слабовидящих, Республиканская детская и Республиканская юношеская.
У каждой был свой фонд и свои читатели. РНТБ с самого начала организовывалась для работы в основном с коллективными абонентами — с предприятиями и организациями, фонд библиотеки комплектовался специальной литературой: ГОСТы, СНИПы, промышленные и фирменные каталоги, диссертации, описания изобретений.
«У нас есть описания изобретений США с 1932 года, а России — с 1924, всего по пятидесяти странам, наш фонд уникален», — отметила г-жа Квочкина.
Еще один уникальный момент казахстанской РНТБ в том, что в свое время, к середине 70-х годов, тогдашнее ее руководство смогло создать сеть областных научно-технических библиотек, чего не было ни в одной республике Советского Союза.
А уже нынешнему ее руководству, Генеральному директору РНТБ Урмурзиной Каме Газизовне, удалось сохранить эту сеть даже в период послесоветского развала. И это действительно достойно и удивления, и признания, памятуя ту ситуацию, что была вокруг десять — пятнадцать лет назад.
— У нашего успеха было несколько составляющих. Внедрялись новые методы управления библиотекой, Генеральный директор РНТБ ориентировала коллектив на большую инициативность. Мы очень рано поняли, что надо как-то менять ту ситуацию, в которой привыкли работать раньше, начали изучать маркетинг. По всем отделам проводили курсы по основам маркетинга и менеджмента, тут же стали проводить прикладные исследования, выявляя наши сильные стороны и недостатки, решая что, можем предложить нашим читателям.
В результате сервис наш значительно изменился. Деньги, которые стали сами зарабатывать, не были пущены на зарплаты — они пошли на комплектование фондов, на закупку нового оборудования. Хотя было много сложных моментов при введении новых форм работы, например, было тяжело сказать человеку, который лет двадцать приходил пользоваться услугами РНТБ бесплатно, что теперь продление работы с книгой стоит определенных денег, — так описывает недавнюю историю РНТБ г-жа Квочкина.
Среди пользователей библиотеки университеты, проектные организации, крупнейшие производственные компании, конструкторские бюро. Практически весь спектр бизнеса, от медицинских до торговых фирм (последним, например, надо знать документы на тару и упаковку).
Специалисты РНТБ считают, что, пожалуй, все предприятия, которые занимаются не примитивной перепродажей, клиенты библиотеки.
Делая годовой анализ работы РНТБ и подведомственных библиотек, ее работники, по их словам, могут точно сказать, что происходит в регионах, в каких отраслях страны с экономической точки зрения. Неожиданный и одновременно эффективный источник информации для анализа.
Г-жа Квочкина отметила проблема с кадрами — она огромна, но, правда, это не проблема Алматы или Казахстана, а всего мира.
Вообще в мире профессия библиотекарей одна из наиболее востребованных, а в развитых странах, одновременно, и престижных.
Остается ждать, что после подъема экономики в Казахстане начнет расти и внимание государства к этому важному сектору общественного и профессионального информационного поля.