Подсобное хозяйство для североказахстанских крестьян – главный источник заработка. Хоть о каком-то финансовом достатке можно говорить только в той семье, где в загоне есть пара свиней или баранов да одна-две коровенки.
Скот крестьяне называют самым надежным депозитом: понадобились деньги – мясо всегда продашь. За килограмм говядины, например, закупщики дают около 800 тенге, это вдвое больше, чем в прошлые годы.
В подсобных хозяйствах североказахстанцев, по данным статистики на 1 февраля этого года, содержится почти 90 процентов от общего поголовья в регионе крупного рогатого скота и лошадей, а овец и коз – почти все 100 процентов.
Так что, можно сказать, экономика района на этом держится!
Буренок пасти негде
При таком раскладе, казалось бы, поголовье скота в подсобных хозяйствах крестьян должно быть под особой опекой властей – чтобы народ увеличивал свои загоны. Но на деле все наоборот.
По статистике, поголовье крупного рогатого скота в регионе за год не выросло даже на 1 процент!
Почему? В краю, издревле славящемся безграничными зелеными лугами и вольными степями, крестьянам… негде пасти скот.
– Установленный по Северному Казахстану норматив – на одну голову крупного рогатого скота 5,2 га пастбищ – в области не соблюдается практически повсеместно, – рассказывает старший помощник прокурора Северо-Казахстанской области Светлана Оралбаева.
К примеру, в Тимирязевском районе обеспеченность пастбищами составляет только 42 процента, в Кызылжарском – 40 процентов, в Есильском, Мамлютском – и того меньше.
Соблюдается норматив по пастбищам только в одном из тринадцати районов области – Аккайынском.
Землицу отдали в частные руки
Как докатился регион до такой парадоксальной ситуации, выяснили прокуроры. В итоге в новом свете “засияли” ежегодные рекорды урожая зерновых, которыми местные чиновники хвалятся до хрипоты.
Только цифры: в 2008 году в пашню переведено больше 4 тысяч гектаров, в 2009 году – 30 тысяч гектаров, в 2010-м – более 102 тысяч гектаров бывших пастбищ. Причем, как установила прокуратура, эти переводы пастбищ в пашни не всегда были законны.
Другая причин дефицита пастбищ в регионе и того циничней. Прокуратура выяснила, что местечковые чиновники лихо раздают общественные пастбища в частную собственность.
Например, в Бирликском сельском округе района Габита Мусрепова чиновники умудрились отдать частникам 75 (!) процентов общественных пастбищ. В Тимирязевском районе росчерком пера некоему гражданину пожаловали 325 гектаров пастбищ, другому – 706 гектаров, хотя здесь обеспеченность пастбищами населения в два разаниже нормы.
Прокуроры доложили о сложившейся ситуации акиму области Серику БИЛЯЛОВУ и надеются на принятие действенных мер.
Удастся ли восстановить распаханные пастбища и вернуть земли, незаконно отданные частникам? Похоже, это вопросы на засыпку.
Петропавловск