“Безумие – это не клиника” - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Безумие – это не клиника”

“Безумие – это не клиника”

Борису Эйфману рукоплещут большие и малые залы по всему миру. Знаменитый хореограф добавляет в свои спектакли чувственность и современность даже в рамках классических произведений. Но в Алматы он не просто приехал с гастролями, а поставил свой балет с казахстанской труппой.

  • 29 Октября 2010
  • 1765
Фото - Caravan.kz

Известный российский хореограф Борис Эйфман не загадывает на будущее, но не исключает возможности дальнейшего сотрудничества с казахстанскими балетными труппами. Пока же в репертуаре Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая появилась постановка с элементами современного балета от маэстро Эйфмана “Красная Жизель”.

Художник себя не предлагает

– Вы ставите балет, а дальше он живет своей жизнью?

– В пределах того государства, в котором я работал как постановщик. Такое сотрудничество дает очень многое: развитие балета, знакомство с другим стилем и хореографической техникой, расширение репертуара, привлечение публики в театры, популяризацию балетного искусства в Казахстане.

– Почему такое сотрудничество с Казахстаном случилось только в этом году?

– Хотя я сам в Казахстане впервые, но моя труппа приезжала сюда дважды: в начале восьмидесятых и лет пять назад на какой-то фестиваль. Почему меня пригласили только сейчас, я не знаю. Бывают случаи, когда девушка сама предлагает себя замуж, но обычно это мужская инициатива. Так и здесь: художник не может предложить себя.

– Почему именно этот балет вы решили ставить у нас?

– Потому что в этом балете, как ни в каком другом, есть связь с классическим танцем. В спектакле есть и классика, и современный, и фольклорный, и эстрадный танцы. Алматинская же труппа базируется на классическом репертуаре больше. Поэтому мы хотели, чтобы первая постановка была на стыке между классикой и современностью.

Божий дар – как удар по психике

– На ваш взгляд, о чем история “Красной Жизели”? О некой мистике искусства, где то, что ты играешь, возвращается в реальность?

– Действительно, Ольга Спесивцева была самой великой Жизелью начала двадцатого века. Она повторила судьбу своей героини и сошла с ума от безответной любви. В балете совмещаются две кульминации: безумие Жизель и безумие Спесивцевой. Может быть, вы правы, что, погружаясь в мир своих героев, все труднее возвращаться в реальность.

– Очень часто возникает вопрос о предрасположенности людей искусства к безумию или, быть может, их гений заставляет их подойти очень близко к этой черте?

– Рациональное и иррациональное есть в каждом человеке, но когда второе начинает превалировать и подавлять сознание, человек освобождается от давления и контроля, тогда происходит, как говорят, “сдвиг по фазе”. Талант – Божий дар, которым природа выделяет этих людей и дает им особое восприятие, мироощущение, особую связь с реальностью, это и большая нагрузка на психику любого человека. Для меня не существует безумия как клиники.

Энергетический контакт

– Когда вы ставите свои балеты за рубежом, у вас не возникает идеи взять за основу какую-то местную историю?

– Я впервые в Казахстане, поэтому познания национальных традиций, культуры, истории, литературы у меня нет. Сейчас я получил заказ от Сеула на постановку корейского балета, но с Кореей меня связывает двадцатилетняя творческая дружба. Надо делать балет с пониманием того, в какой культуре ты работаешь, что эта культура может дать тебе, как художнику, и чем ты можешь ответить.

– Как вам удается быть таким энергичным? Есть секрет быстрого восстановления?

– Чем больше работаю, тем лучше себя чувствую. В периоды простоя я сразу теряю энергию и тонус жизни. Тем более что я работаю всегда с молодыми. Ведь балет – это искусство молодых, и я окружен людьми, которые уже во внуки мне годятся. Я творю с ними, проживаю чувства, эротические в том числе. Когда ставлю балет о любви с молодой балериной, я не просто показываю физические движения, а переживаю с ней чувственные моменты, это энергетический контакт. Он питает художника. И последние мои работы более энергичные, динамичные, техничные и эмоциональные, чувственные. Потому что я живу в окружении молодых людей их жизнью, не своей.

Дина САБЛИНА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)