Прошел год после конфликта, связанного с агрессивными действиями Ирана в азербайджанском секторе Каспийского моря. 23 июля, иранский военный корабль в сопровождении двух истребителей вынудил исследовательское судно, нанятое British Petroleum (BP)-Amoco, прервать работу в районе Араз-Алов-Шарг. Как известно, согласно действующим соглашениям по разделу моря, данный район находится более чем в ста километрах севернее территориальных вод Ирана.
Более того, существующие соглашения запрещают Ирану проводить в регионе какие либо военно-морские действия. Происшествие дало основание для многих западных СМИ рассматривать его как прецедент использования силы в решении спорных вопросов по Каспию, угрожающий нормальному освоению его ресурсов. По их мнению, перспективные энергетические проекты, в которые уже инвестированы миллиарды долларов, в таких условиях подвергаются опасности, поэтому требуют надежных гарантий, которые могут быть достигнуты путем согласованных международных действий заинтересованных стран.
Более конструктивная позиция Казахстана, России и Азербайджана по вопросу определения правового статуса Каспия, которая уже в этом году позволила сдвинуть решение проблемы с мертвой точки, тем не менее, не смогла коренным образом изменить ситуацию, которая продолжает оставаться непростой. Важнейший вопрос о безопасности с повестки дня все еще не снят: напротив, в связи с выходом на мировую арену новой глобальной проблемы — международного терроризма, стал еще актуальнее.
Терроризм сегодня, безусловно, приобрел небывалые масштабы и стал одним из самых распространенных методов борьбы в процессе продвижения интересов различных локальных, национальных и транснациональных групп. В течение последних десяти месяцев он был главной темой, освещаемой и обсуждаемой в мире. Восприятие проблемы усиливается благодаря пропагандистской деятельности западных стран и, прежде всего, США, активность которых нацелена как на борьбу с терроризмом, так и на решение своих проблем в регионах, имеющих важное стратегическое значение. Вообще, ни для кого не является секретом, что активизация внешней политики США и других развитых стран на Ближнем Востоке и в Центральной Азии в значительной степени связана с проблемой каспийского углеводородного сырья, полновесное поступление которого на мировой рынок в будущем может коренным образом повлиять на ситуацию в мире. В этой связи, учитывая, что у Соединенных Штатов существует немало непримиримых оппонентов, часто использующих самые радикальные средства и аргументы, возникает необходимость принятия мер по пресечению возможных террористических акций в мире и регионе, особенно, в случае развертывания США военных действий по свержению нынешнего режима в Ираке.
По мнению специалистов Управления по борьбе с терроризмом Госдепартамента США, сегодня действия против терроризма включают в себя гораздо более широкий набор усилий, чем те, которые непосредственно подпадают под определение «контртеррористические меры». Среди них — дипломатия, направленная на согласование действий, предпринимаемых в данной области различными заинтересованными государствами. Кроме того, расследования, проводимые правоохранительными органами, судебно-правовая деятельность по уголовному преследованию террористов, действия по пресечению финансирования терроризма, сбор информации разведывательными органами, а также применение военной силы.
Из перечисленных мер, дипломатия имеет важнейшее значение, поскольку эффективные дипломатические действия, направленные против терроризма, выполняют роль базиса, объединяющего усилия стран в единое целое, не давая им приобрести фрагментарный характер. Как считает Пол Р. Пиллар, представитель Национального совета США по разведке: «Формирование контртеррористической коалиции после совершенных 11 сентября террористических актов стало самым последним и наглядным подтверждением того, что помощь зарубежных партнеров нужна Соединенным Штатам в противодействии даже тем угрозам, которые направлены исключительно против Соединенных Штатов».
Вероятно, такого же мнения придерживается и казахстанское руководство.
12 июля текущего года Правительством Казахстана было подписано постановление №768 «О проекте Закона Республики Казахстан «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе».
Иными словами, в Мажилис парламента вносится на обсуждение проект закона о присоединении к одному из важнейших международных документов последних двадцати лет, направленных на обеспечение безопасности на море и континентальном шельфе.
В Конвенции, совершенной 10 марта 1988 года, подчеркивается глубокая озабоченность государств развитием в мире актов терроризма во всех его формах, которые угрожают безопасности людей и имущества, серьезно нарушают морское сообщение и подрывают веру людей в безопасность морского судоходства.
Отправным документом для Конвенции стала резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/61 от 9 декабря 1985 года, в которой говорится о настоятельной необходимости государств в одностороннем порядке или в сотрудничестве с другими странами и органами ООН, содействовать устранению причин, лежащих в основе международного терроризма. В данной резолюции безоговорочно осуждаются как преступные все акты и методы терроризма, «где бы и кем бы они не совершались». Одним из важных пунктов Резолюции явилось поручение Международной морской организации (ММО) «изучить проблему актов терроризма на борту или против морских судов с целью вынесения рекомендаций в отношении соответствующих мер».
Другим базовым документом Конвенции стала резолюция Ассамблеи Международной морской организации А.584(14) от 20 ноября 1985 года, в которой говорится о важности разработки мер по предупреждению незаконных актов, угрожающих безопасности судов и безопасности их пассажиров и их экипажей.
В данной Конвенции определяются: понятие «судно» (как любого судна, не закрепленного постоянно на морском дне, включая суда с динамическим принципом поддержания, подводные аппараты или любые другие плавучие средства); сфера применения положений Конвенции; признаки и формы преступлении, оговариваемых в документе; условия международного сотрудничества; права и обязанности стран-участниц; правила разрешения споров; возможность денонсации и т.д. Специально оговаривается, что ничто в Конвенции «не затрагивает иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях».
В Протоколе о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе говорится, что причины, по которым была разработана Конвенция, имеют отношение также к стационарным объектам. Многие из статей Конвенции применяются mutatis mutandis к преступлениям, оговоренным в Протоколе. Согласно последнему, «стационарная платформа» означает искусственный остров, установку или сооружение, постоянно закрепленные на морском дне для разведки или разработки ресурсов или других экономических целей.
Для Казахстана, присоединение к Конвенции и Протоколу имеет как принципиальный, так и прагматический характер. Во-первых, сам факт присоединения повысит международный престиж государства в регионе. Кроме того, в условиях развития двусторонних отношений в решении проблемы статуса Каспия, участие в каких либо коллективных международных соглашениях, прямо или косвенно затрагивающих проблему, создает дополнительные основания для их признания другими странами. В- третьих, создаются предпосылки и условия безопасной работы компаний, осваивающих казахстанский шельф Каспия, что станет дополнительным доводом в пользу его привлекательности для иностранных инвесторов, в-четвертых, Казахстан, в случае, если станет государством-участником, тем самым внесет свой вклад в мировую анти-террористическую кампанию и т.п.
Международная практика свидетельствует, что реальное сотрудничество в различных областях чаще осуществляется на двусторонней основе, однако это совсем не означает, что многосторонняя дипломатия не может быть плодотворной и результативной. В частности она способна обеспечить согласованное и коллективное санкционирование мер, которые обладали бы значительно меньшей степенью легитимности в случае применения их отдельно взятым государством. Многосторонняя дипломатия в данной сфере, включающая резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и десять международных конвенций о борьбе с терроризмом, содействует укреплению международных норм, применяющихся в отношении терроризма. Некоторые из этих конвенций, создают основу для практического сотрудничества в тех сферах, где национальные юрисдикции могут пересекаться.