Без выхода к морю - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Без выхода к морю

Без выхода к морю

Казахстан в очередной раз перехватил внешнюю политэкономическую инициативу и во второй раз созвал международный форум.

  • 7 Апреля 2005
  • 7994
Фото - Caravan.kz

Как известно, первый раз на конференцию, посвященную странам, не имеющим выхода к морю, гости съезжались в августе 2003 года.
Целый пласт проблем, выдвинутый Казахстаном привлек внимание ООН и Всемирного банка. Они выразили намерение оказывать помощь в решении этих проблем.
Международные эксперты утверждают, что из-за удаленности от морских международных сообщений у внутриконтинентальных государств снижается шанс для экономического процветания.
В политологии есть теория о том, что процветают, как правило, те страны, которые имеют выход к морю. Однако нужно заметить, что данная теория не всегда выдерживает критику. История знает примеры, когда страны, имевшие доступ к мировому океану, все равно находились в бедственном положении.
Эксперты выразили единодушное мнение о том, что решение экономических проблем стран, не имеющих выхода к мировому океану, лежит в их сотрудничестве по целому ряду отраслей. Думается, центральной проблемой здесь может стать транспортировка грузов, вернее выстраивание транспортных коридоров на суше и в воздухе.
Для этого потребуется долгая работа по гармонизации таможенного законодательства в части, касающейся сокращения въездных ставок и пошлин. Именно длинные километры, как правило, съедают добрую часть прибыли.
Собравшись в конце марта, участники определяли проблемы, расставляли акценты, говорили очень много нужных и правильных слов.
На встрече присутствовали некоторые наши министры, к примеру, Касымжомарт Токаев, который и открыл международный форум. Г-н Токаев в частности сказал, что суммированные в пяти приоритетных областях, эти меры направлены на создание эффективных транспортных систем с учетом связей между транспортом, международной торговлей и экономическим ростом.
В числе этих документов необходимо отметить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в области международной торговли и развития, а также итоговый документ 11-сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД-11), которая состоялась в июне 2004 года в Сан-Паулу, Бразилия.
Алматинская конференция 2003 года признала, что главной причиной маргинализации развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, в рамках международной торговой системы является высокая стоимость торговых операций, которая вызвана отсутствием доступа этих стран к морскому побережью и их удаленностью от основных рынков.
Положение усугубляется тем, что многие из этих стран, включая Казахстан, не являются членами ВТО и остаются в стороне от основных потоков международной торговли.
Кажмурат Нагманов, министр транспорта и коммуникаций, вышел с достаточно долгим выступлением, в котором отметил сложившиеся тенденции в сфере транспорта и коммуникаций, а также рассказал о перспективных планах Минтранскома.
В частности он отметил, что в силу своего уникального географического положения, Центральная Азия представляет собой своеобразный полигон для апробирования рекомендаций, содержащихся в Алматинской программе действий, которые связаны с формированием новых глобальных рамок сотрудничества между развивающимися странами, не имеющими выхода к морю, развивающимися странами транзита и их партнерами.
Одним из важных событий, имевших место 26 апреля 2004 году на шанхайской встрече, стало подписание 26 странами, включая Казахстан, межправительственного соглашения по сети азиатских шоссейных дорог. Данное соглашение, разработанное под эгидой ЭСКАТО ООН, определяет требования, касающиеся планирования, стандартов и дорожных знаков для автомобильных дорог общей протяженностью 140 тыс. километров, связывающих 32 страны.
Ускоренное развитие торговых связей требует надежного автомобильного сообщения. В связи с этим в республике на первый план поставлена задача ускоренного совершенствования дорог. По предварительным данным, первоочередному восстановлению подлежит 7500 км дорог международного значения.
Для продвижения реформ автодорожной отрасли Казахстана создана соответствующая нормативно-правовая база. Правительством республики утверждена Концепция развития автомобильных дорог до 2008 года. Принят Закон РК «Об автомобильных дорогах».
Завершается реализация госпрограммы развития автодорожной отрасли на 2001-2005 г.г. Исходя из задач этой программы, основные усилия строителей были сосредоточены на реконструкции участков дорог, входящих в состав 6 международных автотранспортных коридоров республики. При этом из республиканского бюджета только в 2004 году на развитие автодорожной отрасли было выделено свыше 42 млрд. тенге.
Для строительства и реконструкции дорог международного значения на условиях софинансирования из республиканского бюджета были привлечены средства международных финансовых институтов.
Так, за счет средств японского банка международного сотрудничества была начата реабилитация автодорог западного Казахстана, входящих в транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия, за счет займов Европейского и Азиатского банков развития ведется реабилитация автодороги Алматы-Бишкек.
В текущем году за счет займов ЕБРР начата реконструкция автодороги Актау-Атырау. Также планируется привлечение средств из займа АБР.
По своей конфигурации и протяженности сеть автодорог общего пользования в республике, в основном, сформирована. Для ее дополнения планируется построить некоторые связывающие участки на дорогах с сопредельными государствами: Бейнеу-Акжигит-Нукус, Актау-Бекташ-Туркменбаши, мост через реку Кигач на автодороге Атырау-Астрахань (выход в Россию), Ридер — граница в РФ и далее в Монголию.
В целях дальнейшего развития автодорожной отрасли с настоящее время в республике разрабатывается Программа развития автодорожной отрасли на период 2006-2010 г.г. Предполагается, что дальнейшее развитие международных транзитных коридоров будет осуществляться в следующей последовательности:
» 1-я очередь (до 2008 г.) — казахстанский участок международного коридора «Ташкент-Шымкент-Тараз-Алматы-Хоргос», получивший международное признание в составе Азиатской магистральной сети (маршрут № АН5)
» 2-я очередь (до 2010 г.) — казахстанский участок международного коридора, проходящего через такие города, как: «Алматы-Караганда-Астана-Петропавловск» и «Астрахань-Атырау-Актау — граница Туркмении» в виду повышенной грузопротяженности.
» 3-я очередь (до 2012 г.) — казахстанский участок международного коридора «Шымкент-Кзылорда-Актобе-Уральск-Самара» и «Омск-Павлодар-Семипалатинск-Майкапчагай». Данные трассы также считаются грузонапряженными.
Во многом благодаря проводимой работе по улучшению технического состояния дорог, по сокращению проверок контролирующими госорганами на дорогах, определенными положительными результатами в упрощении пограничных формальностей, через территорию Казахстана в 2004 году пересекли свыше 16 тысяч иностранных грузовых автомобиля. Данный показатель превышает статистику прошлого года на 19%.
Данная тенденция складывается благодаря востребованности казахстанских маршрутов, транзитных коридоров, а также существенным сокращением (в среднем на 41%) с начала 2004 года суммарных сборов с иностранных автоперевозчиков.
Кроме того, были сокращены в 3 раза ставки сборов за транзитный проезд автотранспортных средств, следующих без разрешений, а также увеличением допустимых весовых нагрузок на сдвоенные и строенные оси автотранспортных средств.
Одновременно развиваются международные автодорожные перевозки внешнеторговых грузов, выполняемые казахстанскими операторами.
На рынке международных грузоперевозок сейчас работает 160 отечественных транспортных компаний.
В международном пассажирском сообщении действует около 100 регулярных автобусных маршрутов, связывающих Казахстан со странами ближнего и дальнего зарубежья.
В сфере железнодорожного транспорта продолжается работа по реформированию отрасли. В связи с этим принята Программа реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 г.г.
В ноябре 2004 года, в связи с сокращением намеченных сроков строительства почти в 2 раза, введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс железнодорожной линии «Алтынсарин-Хромтау» протяженностью 402,6 км главного пути.
Введение в действие новой железнодорожной линии позволило сократить расстояние транспортировки между западным, центральным и восточным регионами республики без выхода на железнодорожную сеть сопредельного государства. Это будет способствовать росту грузо- и пассажирооборота за счет снижения транспортных расходов и времени следования.
В частности, расстояние транспортировки грузов от станции «Достык» до станции «Озинки» (на северо-западе Казахстана) сократилось на 500 км. Расстояние от города Астана до порта Актау на 1600 км.
Прогнозируемые объемы грузоперевозок по новой линии составят около 10 млн. тонн грузов в год. Кроме того, формируется новый маршрут для пропуска экспортных грузов из Казахстана до балтийских и черноморских портов.
Это сокращает затраты на транспортировку грузов в среднем на 25% по сравнению с существующими маршрутами. Это должно будет обеспечить конкурентоспособность казахстанским товарам на мировом рынке.
Продолжается проведение работ по дальнейшему развитию международного пограничного перехода «Достык-Алашанькоу», железнодорожного участка «Актогай-Достык».
Так, в текущем году объем перевозок грузов через станцию «Достык» составит около 11 млн. тонн, что на 34% больше показателя 2003 года и на 74% показателя 2002 года.
В результате реализации запланированных мероприятий по развитию инфраструктуры ж/д участка «Актогай-Достык» ожидается доведение объема перевозок грузов в сообщении с Китаем в 2006 г. до 14 млн. тонн в год, а в 2010 г. до 20 млн. тонн.
Деятельность по формированию эффективной системы ж/д транспортных перевозок за прошедший период была направлена на совершенствование технологии работы пограничных станций с целью упрощения пограничных процедур и сокращения продолжительности пересечения государственных границ. А также на формирование сети маршрутов специальных контейнерных поездов, курсирующих в международном сообщении по согласованным расписаниям с упрощением пограничных процедур.
На основе анализа внутренних потребностей и потенциала международных перевозок в направлениях Восток-Запад и Север-Юг Казахстаном изучается и обсуждается с заинтересованными сторонами проект строительства трансказахстанской железнодорожной магистральной колеи шириной 1435 мм. Магистраль будет брать свое начало на казахстанско-китайской границе, проходить через станции Моинты, Кызыл Жар, Жезказган, Саксаульская, Бейнеу и далее проследует по территории Туркмении с выходом на иранские железные дороги.
Проект предполагает строительство более 3 тыс. км новых железнодорожных путей по территории Казахстана, около 700 км на территории Туркменистана и 90 км на территории Ирана.
Предварительные расчеты показывают, что по данной магистрали грузы с восточного побережья Китая (Ляньюньган) могут достигать Роттердама за 13 суток. Данный проект уже получил одобрение в транспортных администрациях Китая, Туркмении, Ирана и Турции при условии его финансирования каждой стороной на своей территории на основе концессии или другими методами, как с участием государства, так и частных инвесторов.
Утвердилась также положительная динамика роста транзитного движения воздушных судов над просторами Казахстана.
В прошлом 2004 году объем транзитных рейсов увеличился на 20%, достигнув 82507 тыс. самолето-километров.
Через воздушное пространство республики проложено 63 коридора с общей протяженностью воздушных трасс 60 тыс. км. Эта длина увеличилась на 8% по сравнению с предыдущим годом.
Казахстанское правительство завершило разработку Транспортной Стратегии Казахстана до 2020 года. Она несколько отличается от ранее принятых документов. Следовательно, изменены и основные подходы.
Во-первых, отдельные виды транспорта рассматриваются в рамках единой (интегрированной) транспортной системы с учетом действующих документов развития и Алматинской Программы действий.
Во-вторых, впервые акцент сделан на совершенствовании элементов государственной политики, затрагивающих работу транспортной системы, а не на строительстве/ремонте объектов транспортной инфраструктуры.
В-третьих, впервые государство намерено обозначить долгосрочные приоритеты на 15-летнюю перспективу. Кроме того, с целью обеспечения конкурентоспособности экономики страны Транспортная Стратегия предусматривает опережающее развитие транспорта.
Кажмурат Нагманов сказал, что за период 2004 года нацкомпания «Казахстан Темир Жолы» предоставила скидки с предельных ставок на транзитные перевозки со средним снижением тарифа на 30-40%. «Это, несомненно, способствовало развитию железнодорожного транзита». За 2004 год объем транзитных перевозок по железнодорожным коридорам Казахстана возрос на 20% и увеличился до 8 млн. тонн. Снижение расценок произошло в рамках политики ослабления тарифного прессинга для международных железнодорожных перевозок.
На конференции осталась не разрешенной одна загадка, которая мучает многих. Кажмурат Нагманов с завидным упорством продолжал утверждать, что вопрос с переносом международных авиалиний в Астану является решенным. Он также сказал, что Алматы они «обижать-де не намерены». Хотя иначе, как диверсией, участники внешнеэкономической деятельности, а также прогрессивное человечество это не воспринимает.
На конференции было отмечено, что сам Казахстан готов оказывать техническую помощь странам, не имеющим выхода к морю. К сожалению, участники не сказали, в чем конкретно будет выражаться эта помощь. Быть может, чиновники еще сами не решили, зато лишний раз хотят представить Казахстан внешнеэкономическим инвестором.
Внутриконтинентальные страны, не имеющие выхода к морю называют СПЕКА. В качестве еще одной инициативы Казахстан предложил создать специальный фонд ООН для поддержки реализации задач СПЕКА.

Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru