Неистребимое лобби “прокладочных контор”
В парламенте уже не первый год периодически всплывает тема создания очередной, дополнительной “прокладочной” компании, которая занималась бы отчетностью, получая определенный процент с каждой зафиксированной букмекерской ставки в Казахстане. Компания, в чей карман, по задумке предприимчивых лоббистов, потекут эти колоссальные деньги (по предварительным оценкам, данная частная контора сможет зарабатывать не менее 15–20 миллиардов тенге ежегодно), должна будет называться Центром учета ставок (ЦУС).
Кстати, публиковались неофициальные данные о том, что уже якобы и ТОО для данного бизнеса зарегистрировано, и даже – о, чудо! – его БИН (налоговый номер) волшебным образом совпал с БИН прежнего аналогичного ТОО, о котором лоббисты год назад дружно, как по команде, замолчали в контексте громкого коррупционного скандала. Но забыли, оказывается, не насовсем. Свою идею инициаторы не спешат списывать в архив – через отдельных депутатов и официальных лиц некоторых ведомств ее сегодня педалируют вновь и вновь, прикрываясь громкой риторикой про зловредный игорный бизнес. При этом уважаемые вроде бы спикеры даже не стесняются незнания разницы между букмекерами и теми самыми игорными заведениями (казино, лото-залами и т. п.). Как вы думаете: могут ли быть профессиональными попытки отрегулировать то, в чем ты даже поверхностно не разбираешься?
При этом никто так и не объяснил бизнесу внятно, в чем смысл создания частной структуры, которая займется дублированием учетных функций налоговых органов в сфере букмекерских ставок. В первую очередь – нужно ли это самому Налоговому комитету?
Считать уже сосчитанное
Как оказалось, НК ко всей этой лоббистской активности не имеет вообще никакого отношения. У него без всяких ЦУСов есть все данные в полном объеме.
Здесь стоит отдать должное налоговикам: уже несколько лет легальный (отметим это особо) букмекерский бизнес в Казахстане представляет собой, по сути, идеально отрегулированную и абсолютно прозрачную бизнес-систему.
В минфине действительно серьезно поработали для того, чтобы любой, кто попытается обойти действующие правила или вести двойной учет в сфере букмекерского бизнеса, был выявлен, строго наказан и навсегда ушел с рынка.
На основе технологий современных баз данных Налоговый комитет минфина РК выстроил такую систему учета и отслеживания каждой клиентской ставки в любой букмекерской конторе РК, обойти или обмануть которую невозможно ни физически, ни технически.
Через специальный аппаратно-программный комплекс, работающий онлайн в режиме 24/7, фискалы фиксируют в режиме реального времени каждое поступление на счета букмекерских фирм, каждую выплату клиентам в виде выигрышей и рассчитывают на основе всего этого необходимые налоги и другие платежи. Также к этим данным имеют постоянный неограниченный доступ все контролирующие подразделения комитета государственных доходов. В таких условиях неудивительно, что все официально действующие в стране букмекерские конторы полностью следуют нормам закона.
Для чего столь грамотно выстроенной системе контроля, которая полностью обеспечивает себя всеми необходимыми данными, нужна еще какая-то дополнительная частная дублирующая “прокладка” в лице ЦУС?
Которая, собственно, должна будет заниматься тем же самым – фиксировать данные по каждой ставке в казахстанских БК. Повторимся: а такой дубляж налоговикам и не нужен. Инициатива исходит совсем не от них.
Находиться ЦУС, по задумке авторов соответствующего закона, должен в ведении другого органа – министерства культуры и спорта РК, явно не имеющего никакого профессионального отношения ни к налоговой системе, ни к фискальным процедурам, ни к финансовому учету как таковому.
Но для чего минкульту дублировать чужие, ни разу не свойственные ему функции? Увы: никто так и не ответил на этот вопрос, хотя он ставился в разных СМИ уже много раз. Культура пошла ва-банк: в Казахстане чиновники придумали идеальный бизнес на частниках
Однако самое интересное даже не это. Самое интересное (в чем, скорее всего, и заключается причина столь настойчивого лоббирования идеи ЦУС со стороны целой группы штатных “говорунов”) – это то, что за свои дублирующие услуги “контора-прокладка” намерена брать мзду. Она ведь частная! Ей же кормиться надо! На заработок для ТОО, курирующего ЦУС, должны пойти те самые проценты с каждой ставки, о которых мы упоминали выше. Таким способом открытая при государственном ведомстве “фирма-прокладка” будет делать себе миллиарды, не производя при этом абсолютно ничего полезного ни для профильного министерства, ни для КГД, а элементарно паразитируя на деньгах казахстанских любителей спортивного прогноза.
Представьте себе: эту выдающуюся по своей абсурдности идею сегодня на полном серьезе обсуждают на законодательном уровне, дорабатывая уже созданную по ней ранее (!) регламентную и разрешительную базу и подготавливая то самое волшебное ТОО, о котором мы упоминали выше, к началу его бесполезной работы. Всё это делается, невзирая на данное в январе Президентом Токаевым четкое и однозначное поручение – полностью упразднить в государственной сфере все так называемые “прокладочные” компании, паразитирующие на платежах или на госучете, и никогда больше не создавать новые!
Каким все-таки “важным” делом заняты эти государственные люди!
И всё это они двигают в ситуации, когда давным-давно пора заняться реальным контролем и регулированием на рынке букмекерских услуг. Потому что на этом рынке совершенно безнаказанно и открыто, не платя ни одного тенге налогов, делают себе деньги десятки (!) подпольных иностранных букмекерских сайтов, принимающих от казахстанцев ставки на спорт.
“Подпольщики” торжествуют
Пока законодатель ломает голову над тем, как бы обложить дополнительной данью легальный букмекерский бизнес в интересах каких-то никому не известных частных лиц, нелегальные букмекеры в казахстанском сегменте Сети жируют и цветут пышным цветом. И почему-то законодатель данной проблемой не занимается вообще, несмотря на активные призывы со стороны сообщества лицензированных участников рынка.
Сайты онлайн-букмекеров, зарегистрированных где угодно (в России, Украине, Хорватии, Албании, Кипре, а чаще – в офшорах типа Бермудских Виргинских Островов), предлагают казахстанским любителям ставок на спорт значительно более заманчивые условия, чем легально действующие отечественные конторы. Причины их щедрости и всевозможных “фантастических бонусов” просты до неприличия: во-первых, такие дельцы не платят в Казахстане налогов, а значит, могут позволить себе лучшие предложения по сравнению с легально работающими букмекерами. А во-вторых – чаще всего деятельность подобных сайтов носит мошеннический характер.
Для них в порядке вещей не выплатить человеку законный выигрыш, без объяснения причин снизить заранее опубликованный коэффициент либо вообще удалить сайт из Сети вместе с аккаунтами казахстанских клиентов и загруженными на них деньгами.
Украл твои деньги такой сайт, “слился” – а ты попробуй отыщи умников!
Возмущенный клиент, конечно, бежит в полицию, пишет заявление – только кто там найдет этих воров во Всемирной паутине? Даже если у них есть лицензия какой-то другой страны, то ведь эта лицензия – не казахстанская. Поскольку на территории нашей страны данная контора действовала нелегально, то и никаких официальных гарантий или обязательств перед казахстанскими гражданами у нее нет. И даже когда факт мошенничества налицо, найти такого преступника и взыскать с него средства – задача зачастую невыполнимая.
О том, что давно пора законодательно отсечь у представителей этой “серой зоны” интернет-бизнеса любые возможности доступа к онлайн-кошелькам и к банковским картам казахстанцев, букмекеры говорят уже не первый месяц. Только, увы, воз и ныне там. Никто пока не додумался разработать и принять нормы, запрещающие банкам второго уровня и казахстанским платежным онлайн-системам (типа “Wallet One”, “Яндекс-кошелька” и т. п.) осуществлять операции с иностранными контрагентами в сфере букмекерского либо игорного бизнеса, не имеющими казахстанской лицензии и не зарегистрированными в стране. А ведь, казалось бы, сделать это проще простого.
Бизнес всегда работает по принципу “разрешено всё, что не запрещено законом”. В данном случае те же банки проводят ставки на счета иностранных подпольных БК просто потому, что это не является незаконной операцией.
Достаточно прописать соответствующие запреты – и всё, теневой бизнес иностранных “сайтов-подпольщиков” схлопнется за час. Тогда проблема потери значительной части налогов, а также дискредитации “подпольщиками” законного букмекерского бизнеса в глазах населения была бы решена раз и навсегда. Вот чем действительно полезно было бы заняться законодателю.
Однако законодатель занят более “важными” делами – внедрением бесполезных структур-нахлебников типа ЦУС. И вы попробуйте еще доказать этим умным людям, что они тратят свое драгоценное время не на то, что действительно нужно и полезно государству.
Недавно публиковались оценки экономистов из “BRIF Research Group” (компании-партнера Gallup Media в лице TNS Central Asia) о том, что в случае предлагаемого ужесточения регулирования казахстанских букмекерских контор (в том числе – внедрения ЦУС) отток клиентов из легальных БК на площадки подпольных “офшорных” сайтов достигнет не менее 25 процентов. И это произойдет уже в первый месяц действия новшеств. Соответственно, на четверть сократятся налоговые поступления в бюджет от букмекерской отрасли, которые, на минуточку, сейчас составляют десятки миллиардов тенге в год.
Так и будем дальше, развесив уши, слушать всех этих лоббистов?
Алексей ИКОННИКОВ, АЛМАТЫ