И ничего, что на здоровье в последнее время вы не жаловались и в поликлинику не обращались. В мобильном приложении Damumed вы всё равно можете обнаружить, что проконсультировались у узкого специалиста, сдали анализы, прошли рентген и даже сделали аборт, не подозревая об этом.
Удивительные возможности казахстанской медицины были зафиксированы жительницей Нур-Султана Арай ОРДАБАЕВОЙ. Тяжело переболев COVID-19, она так и не смогла получить лечение в 4-й поликлинике, к которой относится. Женщине отказали даже в платных инъекциях, и в итоге ей пришлось обратиться в частную клинику. Но на днях, заглянув в приложение Damumed, она с удивлением обнаружила, что всё это время наблюдалась у терапевта именно по месту прикрепления – в “четвёрке”.
– В приложении Damumed я увидела несколько записей о том, что была на приеме у терапевта. То есть они меня активно лечили. Но почему я об этом не знала? – недоумевает Арай. – Когда я написала об этом в “Фейсбуке”, люди стали проверять истории своих обращений в поликлиники. Читаешь их комментарии и погружаешься в параллельную реальность.
Оказалось, что в приложении Damumed пациенты беременеют, делают аборты, ходят к узким специалистам, хотя уже полгода не живут в Казахстане, имеют здоровые почки, несмотря на то, что из-за онкологического заболевания их лишились.
Много неординарного происходит вокруг.
Вот лишь несколько комментариев под постом Арай.
Эльвира Бекзадина: “Все женщины в 30 лет проходят скрининг, и вот я прошла скрининг. Мне моя участковая медсестра сама позвонила, попросила прийти и сдать этот ПАП-тест. Теперь приходят в Damumed, будто я каждый месяц сдаю этот мазок на ПАП-тест”.
Zhainagul Zh: “Зашла в это приложение, и оказалось, что посетила 2 врачей 24 апреля этого года, хотя в период первого карантина с 18 марта меня не было в городе! Вот это да! А может, у нас есть двойники и мы не знаем???!!! Сплошные приписки!”.
Бакыт Дильдарова: “У меня родители более 13 лет как умерли. А приглашения на флюорографию и профосмотр присылают”.
Эти истории кажутся абсурдом. Но соцсети сейчас пестрят такими рассказами.
Как выяснилось, происходят подобные “чудеса” по всей стране, причем в то время, когда пациенты с хроническими заболеваниями, действительно нуждающиеся в медицинской помощи, не могут ее получить.
“Вот приходит заболевший человек в поликлинику и начинает бегать по кругам ада, по очередям, да ждать неделями, а то и месяцами. Надо ему УЗИ, а талончик только через месяц. Или узкого специалиста срочно, а запись через 2 недели. А в это время какому-то Васе Пупкину назначили всё это, а он и знать не знает про чудеса такие. Намается больной, плюнет на всё это, займет денег и будет лечиться платно, возможно даже, в своей же поликлинике. Поликлиника план выполняет, бурно “лечит и консультирует”, а люди носятся со своими проблемами, влезают в долги. Круть!” – так обрисовала ситуацию пользователь “Фейсбука” Наталия ПОЛЯНСКИХ.
Сенатор Владимир БОЖКО назвал происходящее крайним безобразием, которое требует незамедлительной реакции со стороны комитета экономических расследований минфина и фонда медстрахования. Позже он написал на своей странице в “Фейсбуке”, что переговорил с главой минздрава Алексеем Цоем: “Министром здравоохранения было дано указание руководству ФОМСА немедленно провести проверку. Замминистра финансов Бекетаеву Р. были мною пересланы мой пост и посты всех лиц, которые поделились по теме приписок медуслуг. Руслан Бахытжанович заверил, что возьмёт на контроль проверку этой информации”.
В Фонде социального медицинского страхования подтвердили, что оплачивают медицинским организациям услуги, оказанные пациентам в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи и обязательного соцмедстрахования.
Но для этого каждая оказанная медуслуга должна фиксироваться в информационной системе – именно там ФСМС отслеживает качество и объем оказанных медуслуг.
“На основе автоматизированного мониторинга ФСМС выявляет факты неоказанных медицинских услуг и применяет штрафную санкцию к медорганизации, размер которой в 2019 году увеличен в 3 раза – со 100 до 300 процентов от стоимости медуслуги”, – сообщили в фонде.
По итогам первого полугодия 2020 года в стране выявлено 11 607 случаев, когда медицинские услуги, внесенные в информсистемы, фактически оказаны не были. Сумма “пририсованной” амбулаторно-поликлинической помощи – более 75 миллионов тенге.
В минздраве объяснили смысл приписок материальной заинтересованностью – фейковые медуслуги нужны для получения доплат.
– Некоторые врачи используют свое служебное положение, чтобы обогатиться на этом. В буквальном смысле. Сейчас проводится юридическая экспертиза и определяется возможность более жесткого и персонального ввода ответственности для врачей, – сообщил официальный представитель минздрава Багдат КОДЖАХМЕТОВ.
Казахстанцев призвали внимательно отслеживать в мобильном приложении информацию об оказанных им услугах и обо всех фактах приписок информировать по телефону 1406 или с помощью мобильного приложения Qoldau 24/7.
НУР-СУЛТАН