ЕВРОПЕЙЦЫ ОЧЕНЬ РЕЛИГИОЗНЫ
– Аскар, при взгляде на ваши работы создается впечатление, что вы прибыли из далекой Флоренции или античного Рима…
– Уверяю вас, все скульптуры и картины, которые я представил в Музее Первого Президента, были сделаны вовсе не за границей, а в моей алматинской мастерской. Просто всю сознательную жизнь я только и делал, что путешествовал по величайшим городам Европы, поэтому в моих бюстах и картинах заложено больше западной, христианской культуры, нежели восточной экзотики.
– Выходит, что ваш стиль больше близок европейскому зрителю, нежели соотечественникам, не так ли?
– Последние мои выставки прошли в Париже, Лиможе, Фонтенбло… Я давно убедился в том, что современные европейцы очень религиозны. При этом они чтят традиции и никогда не забывают имен своих великих предков эпохи Возрождения. Но, пожалуй, самое главное – это то, что в Европе большинство людей до сих пор поклоняются идеалу человека, выработанному в период Ренессанса, когда телесная красота считалась обязательным внешним выражением красоты духовной. Поверьте, для европейских ценителей искусства ни природа, ни архитектурный пейзаж не имеют столь сильного значения, как, скажем, изображение прекрасного обнаженного человеческого тела.
“ДОПИНГ” ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
– Я слышал, что последние два с половиной года вы кропотливо лепили с натуры фигуру вашей дочери. Основной темой вашего творчества до сих пор остается человек?
– В гармоничное изображение человека я вкладываю все свои мысли! Когда я смотрю, как растут и развиваются мои дети, то не нахожу для себя большего источника вдохновения, чем люди, которые окружают меня. В последние годы стал все больше и сильнее обращаться к библейским сюжетам и христианским традициям, поэтому в любом моем произведении всегда есть доля чего-то божественного и неземного. К примеру, в Саре из бронзы вы разглядите что-то от Евы с райскими плодами в руках. А в композиции “Идущие” увидите Христа и его двенадцать учеников.
– В чем секрет вашей фантазии и работоспособности?
– В мире много простых вещей, которые способны вдохновить меня в любом начинании. К примеру, я люблю творить на свежем воздухе, вдали от города, наедине с природой. Тогда в работе появляется музыкальность, настроение меняется, и вместе с этим появляется чувство легкой эйфории. Когда же я рисую один в мастерской, то иногда включаю музыку: народные песни, романсы или классику.
НЕ ПЕРЕШАГНУТЬ ГРАНЬ
– Какого самого главного правила вы придерживаетесь в своей работе?
– Играя с различными образами или же экспериментируя с разными стилями и направлениями, я всегда стараюсь не перешагнуть ту грань, за которой искусство может свестись к подражательству, а смелые эксперименты – к нелепому китчу!
– Что помогает вам не перешагнуть эту грань?
– Я думаю, что за этим стоит образование! Но, к сожалению, сегодня в нашей стране не хватает классической художественной школы. При этом у многих начинающих художников сложилось мнение, что в их жизни образование не играет решающей роли. Это большое заблуждение, потому что искусство в любом его виде нужно знать вдоль и поперек.
Арсен НУРТАЗИН, фото автора, Астана