Резерв правительства – это своеобразная “заначка” государства на “всякий случай”. Ее использование и проверили специалисты Счетного комитета.
Первое, на что обратили внимание: Бюджетным кодексом не регламентирован предельный объем этого резерва. То есть сколько захотели, столько из казны и отложили.
Расходуются эти средства с нарушениями. Деньги выделяются на основе недостаточно обоснованных расчетов, и получатели впоследствии тратят деньги “не туда” и не столько, сколько просили.
Недостоверные расчеты и обоснования были применены при использовании средств резерва, выделенных на незавершенные объекты с участием дольщиков в Астане и Алматы. Много раз пересматривался перечень проблемных объектов. При этом не было ни полных комплектов проектно-сметной документации, ни эскизных проектов. Не был разработан и механизм предоставления дольщикам квартир по этим объектам, в результате 2 тысячи семей не обеспечены жильем.
Или, например, такой факт: 122,9 миллиарда тенге из 162, направленных на реализацию плана по обеспечению стабильности социально-экономического развития, то есть 75,8 процента, было выделено на увеличение уставных капиталов юридических лиц. Более 43 миллиардов было размещено на депозитах банков. Полученный от этих операций доход – 3,7 миллиарда тенге. То есть доход, который “не тот”, резервные деньги не для этого предназначались.
70 миллиардов тенге, поступившие в АО “Фонд стрессовых активов”, с декабря 2008 года по март 2009 года не использовались, так как своевременно не были разработаны нормативные правовые акты. Деньги опять-таки были размещены на расчетных и депозитных счетах.
Из резерва правительства дополнительно на реализацию инвестиционной программы “Региональный агрокомплекс “Оңтүстік” было выделено 4 миллиарда тенге. А как же? АПК нужно поддерживать! Ожидались доходы – не менее 4,8 миллиарда. А получили убытки.
Счетный комитет рекомендовал правительству разобраться по всем фактам нарушений и вообще быть аккуратней в тратах.
Наталия БУРАВЦЕВА, Астана