Беспредел продолжается - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+24 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Беспредел продолжается

Беспредел продолжается

70 процентов осужденных несовершеннолетних можно сегодня же отпустить на волю. Они ни в чем не виноваты. Их дела сфабрикованы, признания выбиты с помощью пыток.

  • 25 Декабря 2003
  • 1271
Фото - Caravan.kz

Не так давно вице-министр внутренних дел Ергали Мерзадинов говорил о том, что МВД принимает комплексные меры по совершенствованию кадровой политики, законности и дисциплины в деятельности полиции.
Но, к сожалению, нарушения конституционных прав граждан в уголовном процессе, в том числе связанные с применением сотрудниками полиции физического насилия, все еще имеют место. И, как утверждают правозащитники, порядка в этом вопросе не будет никогда.
Почему? Потому что, Казахстан ратифицировал Конвенцию против пыток, однако почему-то забыл сделать отдельное заявление по статье 21, согласно которой граждане нашей страны могут обращаться с жалобами в международный комитет против пыток. Что отсюда следует? Ничего хорошего. Пытки есть, а сказать об этом некому, искать помощи не у кого.
Убедиться в этом можно, полистав отчет проекта, который был запущен в Казахстане Международным казахстанским бюро по защите свобод и прав человека, разработанного по инициативе юриста бюро — Жемис Турмагамбетовой. Она отстояла и заложила в проект идею оказания правовой помощи несовершеннолетним осужденным. Правозащитники встречались с подростками, беседовали с ними, знакомились с документами. Сегодня они уверенно говорят о том, что среди осужденных есть ребята, которые действительно виноваты в совершении преступлений и даже особо тяжких убийств. Но 70 процентов молодых людей можно было не лишать свободы. Они ни в чем не виноваты. Тем не менее, детей судят, дают им достаточно большие сроки, применяют к ним пытки.
Цветочки
Условно самые распространенные пытки, а иначе — методы «обработки» задержанных, можно назвать цветочками. К цветочкам относятся: избиение руками, ногами, подручными средствами (книгами, журналами), рацией, прижигание горящими спичками мягких тканей рук и ног, психологическое давление в виде угроз, отказ в еде, воде и прочих физиологических нуждах, моральные издевательства, подбрасывание наркотиков с целью запугать или поставить на счетчик.
В редакцию актюбинской независимой газеты «Диапазон» пришло письмо от жителей райцентра «Мартук». Родители просили провести расследование по факту задержания молодых людей, среди которых были и несовершеннолетние. Их арестовали на улице, доставили в РОВД и держали до пяти утра. Никто не поставил в известность их родных, которые всю ночь искали детей своими силами. А дети тем временем стояли несколько часов с поднятыми руками (тоже пытка такая). С запрокинутыми головами. Если кто не выдерживал «испытания» и опускал руки, их били резиновыми дубинками. Четверо после дознания в РОВД попали в больницу, где, по словам заведующего хирургическим отделением Габидуллы Онайкулова, у ребят были диагностированы закрытые черепно-мозговые травмы и многочисленные ушибы.
Между тем начальник местного РОВД Сламгали Есимбеков считает, что его сотрудники поступили правильно. Патрульные полицейские увидели на улице группу школьников, по тревоге был поднят весь личный состав. По мнению полицейских, должна была произойти большая драка. Они ее предотвратили, продержав всю ночь арестованных детей в отделении. Откуда у них появились травмы, начальник не знает и уверяет, что никто никого не избивал, допросы велись законно.
Самое печальное в этой истории (как и во многих других, похожих на нее) то, что заверения полицейского о непричастности к пыткам всегда достаточно, чтобы признать его невиновным. Абсурд, да и только.
Ягодки
Их трудно классифицировать, но, тем не менее это: избиение резиновой дубинкой, избиение валенком по почкам, помещение в карцер, подвешивание за наручники к крюку, вбитому в потолок, кратковременное удушение с помощью противогаза, насильственное введение внутривенно наркотиков, и все остальное, что относится к унижению человеческого достоинства.
В документах у тех же правозащитников примеров подобных пыток предостаточно. «Пропал Р., 13 лет. Мать обзвонила все РОВД, только утром узнала, что сын находится в Юго-Восточном отделении полиции. Родителям сын сказал, что его долго возили в машине, били по голове амбарной тетрадью или чем-то толстым и увесистым, угрожали «опущением мужского достоинства». После того как его отпустили домой, его тошнило, он сильно бредил. В больнице, куда обратилась семья за помощью, врачи констатировали черепно-мозговую травму с сотрясением головного мозга.
«…М. Завели в кабинет, посадили на стул. С. встал ногами М. на колени, заламывал руки в наручниках за спиной, кверху. Били по корпусу. Отвели в туалет. Там прицепили за наручники к крючку, вбитому в потолок. Оставили висеть на час. Сняли, увели снова в кабинет. Потом спустили в камеру. Оставили до утра. Снова повели на допрос. Обещали, что если признается, помогут «перебить» статью»… весь этот кошмар не исторические документы сталинских времен. Это — наше время, и это происходит с детьми. И остановить этот беспредел нет никакой возможности. Ни мамы, ни адвокаты, ни доверенные лица, не правозащитники не могут защитить детей от пыток. Как говорят юристы — вы пойдите и докажите, что вас пытали! Не докажете. И даже если судмедэксперт засвидетельствует насилие, то это будет обязательно самая легкая степень, за которую никто не будет нести ответственность. О возмещении морального ущерба в таких случаях даже говорить смешно, потому что, какое может быть возмещение, если такими способами выбиваются показания после которых якобы обиженные дети сидят приличные недетские сроки. У кого просить прощение — рассуждают полицейские у преступников? Но такие ли уж они преступники…
За что страдают дети
«Приговором Глубоковойского районного суда Восточно-Казахстанской области Н. Признан виновным в совершении преступления и осужден на шесть лет лишения свободы с конфискацией имущества, с отбытием наказания в воспитательной колонии общего режима за…кражу велосипеда». Подросток из города Талгара осужден на 10 лет за убийство, которое не совершал. Несмотря на это, он под давлением со стороны сотрудников правоохранительных органов и по наставлению адвоката, который порекомендовал сделать признание, так как доказать его непричастность к делу будет сложно, взял на себя это преступление. Когда возмущенные правозащитники пытались разобраться в ситуации в сотый раз спрашивали у паренька, ну зачем он это сделал, тот только и смог ответить: «а вас когда-нибудь били?».
Из опрошенных ребят, а это более 200 мальчик и более 50 девочек, через физические пытки, учиняемые в РОВД, прошли сто процентов детей. Что дальше? В рамках проекта, направленного на правовую защиту заключенных детей, было подано 36 прошений о помиловании, 10 из них были удовлетворены.
Юристы международного казахстанского бюро по защите свобод и прав человека говорили о том, что они столкнулись с чудовищной правовой безграмотностью судопроизводителей и детей. Последние не знают элементарных своих прав, не могут грамотно написать объяснительные, жалобы, прошение. Все это на руку тем, кто не сильно-то озабочен выполнением прав человека в нашей стране. Суд превращается в конвейер, через который проходят не судьбы детей, а пыльные папки с делами.
На вопрос, как изменить эту ситуацию, правозащитники говорят, что они делают все возможные, вытаскивают детей как могут, но лучше сделать все возможное для того, чтобы ТУДА не попадать.
Надо знать, что родители несовершеннолетнего, если его задержали, имеют право знать об этом и присутствовать при допросе их ребенка. Надо внушить своим недорослям, что без присутствия родителей нельзя подписывать ни одну бумагу, даже если при этом к его виску будет приставлено дуло пистолета или полицейские будут обещать «опустить» ребенка по полной программе. Доказать бесправные действия полицейских будет очень сложно, но отбывать срок за навешанные преступления — еще хуже.
К слову…по данным вице-министра, в прошлом году по республике к дисциплинарной ответственности за нарушение прав человека были привлечены 267 сотрудников полиции, в том числе 101 руководитель. Возбуждено 168 уголовных дел по фактам нарушения со стороны полицейских конституционных прав граждан, из которых 57 уже направлены в суд.
На сегодняшний день к различным срокам лишения свободы осуждены 24 бывших сотрудника органов внутренних дел…