Бензиновый кризис - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+15 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бензиновый кризис

Бензиновый кризис

С начала октября Южно-Казахстанскую область лихорадит бензиновый дефицит. Почти половина АЗС вынуждены были закрыться - горючего нет.

  • 13 Октября 2005
  • 1558
Фото - Caravan.kz

Там, где бензин еще отпускался, стоимость даже низкооктановых марок доходила до 80, а то и 100 тенге за литр.
В сельских районах цена на бензин упорно держалась на уровне 120-150 тенге/литр. Руководство области до последнего момента стойко хранило молчание по поводу сложившейся ситуации.
Однако в минувший вторник, буквально за полчаса до выступления в Астане министра энергетики РК Школьника, свою пресс-конференцию на тему бензинового кризиса провел первый замакима ЮКО И. Абишев.
Примечательно, но Ислам Абишев начиная свою пресс-конференцию, сразу так и сказал, что через полчаса в столице будет выступать Школьник. И в очень хорошей осведомленности первого замакима ЮКО можно было скоро убедиться, в том числе и потому, что выступление южно-казахстанского чиновника практически в точности повторяло последующую речь министра энергетики. Видимо, очень постарались поработать на связи чиновники ЮКО, заблаговременно разузнав от астанинского аппарата, о чем можно сказать, а о чем — нет. В результате властные структуры ЮКО и свое лицо как бы сохранили — на полчаса раньше Астаны объяснив хотя бы местным журналистам, что за беда приключилась с рынком ГСМ, а также подчеркнув свою роль в исправлении кризиса. И в то же время были совершенно уверены, что ничего лишнего не проболтают.
Ситуация с бензином складывалась следующим образом. Практически с августа месяца все нефтеперерабатывающие корпорации Казахстана в основном гнали бензин на экспорт.
Таким образом они ловко оборачивали в свою пользу правительственное распоряжение о предоставлении крупных объемов льготного ГСМ для казахстанских сельхозпроизводителей. То есть, будучи обязаны отпускать на внутренний рынок солярку и мазут по «смешным ценам», нефтяники взамен отыгрались на бензине, который полностью пошел на экспорт. И между прочим, по ценам международного рынка, которые на данный период очень поднялись.
В результате в Казахстане, особенно на юге республики, возник острейший дефицит ГСМ.
Так, в ЮКО, в сентябре месяце полностью прекратились поставки бензина с шымкентского НПЗ АО «Петро Казахстан». По сообщению председателя ассоциации владельцев АЗС Кайыпбека Камбарова, ТОО «Нефтепродукты» являющийся трейдером «Петро Казахстан», с начало осени вначале резко сократил, а затем и вовсе прекратил отпуск бензина без всякого объяснения причин.
Владельцы АЗС были вынуждены закупать бензин в Алмате по розничным ценам в 60-75 тенге/литр, что, с учетом доставки, поднимало цену на ГСМ в ЮКО. Только одна компания, имевшая долговременный договор на поставку бензина с Павлодарским НПЗ, продолжала удерживать прежние цены на бензин. Однако эти объемы были явно недостаточны для потребностей области.
Одними из первых рост цен на бензин почувствовали работники пассажирского транспорта. С начала октября, при стоимости бензина в 80-90 тенге, городские пассажироперевозки оказались совершенно убыточными.
Транспортные компании вышли с обращением в городской и областной маслихаты ЮКО СА требованием немедленно пересмотреть тарифы на проезд в автобусах общего пользования.
В противном случае владельцы транспортных компаний указывали, что атмосфера в трудовых коллективах — среди водителей автобусов, очень напряжена. И вполне вероятны либо водительская забастовка, либо элементарный отказ выезжать на маршрут.
10 октября, с митингом протеста к заводоуправлению АО «ПетроКазахстан» вышли члены фонда «Ел Бирлиги Ушин». Митингующие отмечали, что бензиновый кризис на юге начался буквально на кануне компании президентских выборов, что не может не дестабилизировать социальную ситуацию.
В акции принимало участие около 200 человек, в том числе представители крестьянства, молодежи, чернобыльцы и «афганцы».
— В Киргизии, на Украине, Грузии, «цветные революции» начинались с бензинового дефицита — говорит председатель фонда Мухтар Мухамбетжан. — У нас на Юге, от кризиса с ГСМ, напрямую пострадали не только более полумиллиона автомобилистов, но еще и примерно 300 тысяч крестьян-хлопкоробов.
Как сообщил на своей пресс-конференции И. Абишев, власти ЮКО достигли соглашения о поставках ГСМ с АО «Тургай Петролиум». Уже 12 октября в ЮО начнутся поставки бензина по ценам: АИ-80 — 58 тенге/литр, АИ-85 — 61 тенге /л, АИ-92 — 68-70 тенге/литр, дизтопливо — 52-53 тенге/л.
Запрет на экспорт ГСМ также должен повлиять на дальнейшее снижение стоимости бензина.
В то же время Ислам Абишев отметил, что порядка 30 % льготного топлива для крестьянских хозяйств еще не дошло до своего адресата. Около 8 тысяч тонн солярки не дополучено от корпорации «Арпа», не смотря на то, что договор имеется и проплата за льготные ГСМ произведена.