В ходе подведения итогов социально-экономического развития страны в первом квартале 2013 года на заседании правительства бензиновый вопрос вставал довольно остро и неоднократно.
Сейчас доля импорта российских ГСМ на отечественном топливном рынке составляет уже 40 процентов. Причем Казахстан россияне “заливают” низкокачественным топливом 2-го класса, устанавливая демпинговые цены. Отечественные производители ГСМ в такой ситуации конкурировать не в состоянии.
Наш ответ на демпинг
Одним из первых бензиновый пар выпустил аким Павлодарской области Ерлан АРЫН. По его мнению, не самые высокие темпы промышленного производства в регионе объясняются тем, что Павлодарский НПЗ давно не конкурентоспособен из-за большого импорта нефтепродуктов из России, реализуемых по демпинговым ценам.
– Проблема связана с затовариванием продукцией по светлым бензинам на ПНХЗ, – доложил Ерлан Арын на заседании правительства. – Хочу отметить, что мы вносили предложения и в правительство и вели переговоры с министерствами, с руководителем ПНХЗ, в целом есть общее мнение применить меру по ограничению или запрету импорта светлых бензинов из России.
Кроме того, с 1 января 2013 года на территории России вступил в силу запрет на оборот бензина марок Аи-80, Аи-92 низкого экологического класса Евро-2. И, как сообщил директор департамента развития нефтяной промышленности Министерства нефти и газа Куандык КУЛМУРЗИН, невостребованные объемы этого топлива теперь переправляются в сопредельные государства, в частности в Казахстан.
Как министр с Премьером поговорил
По данным министерства, в 2012 году в Казахстане было добыто 79,2 миллиона тонн нефти и газового конденсата, из них экспортировано 68,6 миллиона. Около 15 миллионов тонн страна поставила в Россию по нефтепроводу Атырау –Самара, еще 28 миллионов — по Каспийскому трубопроводу.
Министр нефти и газа Сауат Мынбаев также сообщил Премьер-министру Серику АХМЕТОВУ, что проект постановления по ограничению импорта ГСМ из России железнодорожным транспортом уже внесен в правительство.
– Сейчас уже есть возможность регулировать импорт, – заверил главный нефтяник страны.
Что касается другого вопроса – по экспорту нефтепродуктов, то Сауат Мынбаев заявил:
– Считаем это возможным на определенные объемы 80-го бензина. В ближайшее время предложение внесем.
– Только вносите оперативно, чтобы мы могли принять соответствующее решение, – тут же отреагировал Ахметов.
Астана