Стоимость 95-го бензина на некоторых алматинских заправках уже повысилась на 17 %. И это не предел. В Казахстан может хлынуть более дорогое российское топливо и менее экологичное, передает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Все лето почти со слезами на глазах заправляла свою машину. Все потому, что 95-го не было и приходилось заливать 92-й. У меня Lada Kalina, для нее 95-й — рекомендуемый заводом-изготовителем бензин. После перехода на более низкооктановое топливо двигатель стал больше его потреблять (было 8,3 литра на 100 км, стало 9,8 литра). Вполне возможно, это сказалось и на износе деталей. Ну, делать нечего! Авто заправлять надо. Но вот наконец 95-й вернулся на алматинские заправки. И снова сюрприз: цена топлива на полюбившейся мне заправке выросла с 255 до 300 тенге за литр.
Топливный беспредел
Предельная розничная цена на бензин марки АИ-95 государством не регулируется, и, следовательно, его стоимость может меняться в зависимости от спроса и предложения на рынке. Если учесть, что высокооктановый бензин везут из России, то его цена будет и дальше подниматься. Буквально на днях на российской товарной бирже стоимость этого топлива достигла отметки 352 тыс. тенге за тонну
Следует отметить, что цены на «премиалку» взлетели во всех соседних странах — в Азербайджане литр АИ-95 стоит 540 тенге, в Кыргызстане — 343 тенге, в Беларуси — 335, в Узбекистане — 417.
По мнению экономиста Марата Абдурахманова, рост цен на бензин этой марки в Казахстане — не что иное, как проявление топливного кризиса:
«Государство если что-то даёт, например, дешевые ГСМ, то в другом месте забирает. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда нефтепереработчики жалуются на низкие цены, но при этом им хотят повысить налоги (в июне министр нацэкономики объявил об увеличении налогов на добычу ископаемых и сокращении субсидий на топливо. — Авт.). В Казахстане и без того не всегда выгодно перерабатывать нефть, так как установленные государством цены на конечные нефтепродукты ниже мировых. В свое время система ограничений привела к закрытию 19 мини-НПЗ, которые до 2015 года работали в стране. Поскольку к концу этого года прогнозируется рост мировых цен на «чёрное золото» и ГСМ, то нефтяные компании вполне могут устроить дефицит в стране по бензину и дизтопливу, поскольку при текущей мировой цене 1500 долларов за тонну продавать его в стране по 600 долларов им просто невыгодно. Оправдания найдут стандартные: поломка оборудования, перебои с поставками нефти, перебои с поставками оборудования и материалов и т.д. Возникший дефицит приведет к тому, что «соседи» будет завозить топливо к нам», — прокомментировал ситуацию эксперт.
По прогнозам Марата Абдурахманова, цена на бензин АИ-92 может достичь уровня 250-400 тенге за литр, АИ-95 — 400-650 тенге, дизельное топливо — 600 тенге.
Премиум станет вреднее
Но это еще не все, с чем могут столкнуться казахстанцы. Сейчас в России рассматривают вопрос о возврате применения в качестве присадки монометиланилина (ММА).
Эта топливная добавка относится к числу крайне вредных для окружающей среды веществ. Как кровяной и нервный яд, он вызывает отравление при вдыхании паров или всасывание даже через неповрежденную кожу. Вещество не летуче, соответственно, после выхлопной трубы пары стелются над землей на уровне 40-60 см. Кроме того, при высоких дозировках ММА увеличивает склонность топлива к образованию отложений во впускной системе двигателя.
В Казахстане в законодательном порядке с 1 января 2018 года запрещено производство и реализация бензина и дизельного топлива ниже класса К4, К5. По казахстанским нормам и требованиям, объемная доля монометиланилина в топливе К4 может составлять не более 1 %, в бензинах экологического класса К5 ее использование под запретом.
На резкое подорожание бензина жалуются казахстанцы
В России монометиланилин даже в малых долях нельзя было использовать, как присадку. Видимо, поэтому наши водители так любили российское топливо. Но теперь все изменится, и «соседи» добавят ядовитых веществ к нашим и без того неэкологичным выхлопам.
Конечно, в первую очередь нам нужно разобраться со своим бензином. На некоторых наших НПЗ монометиланилин тоже используется. Но и завозить топливо, вредное для окружающей среды, нужно с большой осторожностью.
По данным Бюро статистики, ежегодно Казахстан импортирует порядка 120 тыс. тонн российского автомобильного топлива. В июле из-за ремонтных работ на НПЗ пришлось завезти еще порядка 45 тыс. тонн бензина.