Юбиляру вручали чапаны, другие полезные подарки и грамоты. Одна из них даже содержала благодарность за вклад художника в развитие финансовой системы Казахстана. Просто Абдрашит Сыдыханов помог одному банку в реализации проекта “Классики казахстанской живописи”, связанного с платежными карточками. В ответном слове мэтр заметно оживил собрание, потчуя гостей искрометными перлами. Большая часть его речи была посвящена второй половине – Раушан. Он не сдерживал себя, чтобы проявлять к ней нежность при публике, тем более из толпы вдруг раздалась провокационная реплика “Горько!” “Пожалуйста, – ничуть не смутился заслуженный деятель искусств, – я могу ее целовать, только она стесняется. Вот когда вас всех не будет… Жена – это тыл любого джигита. К тому же она мой соавтор. Я не один, мы вдвоем с ней все это наколбасили”. Всеобщие овации и смех…
Юбилейная экспозиция в музее Кастеева состоит из четырех десятков работ, демонстрирующих эволюцию мастера в течение минувших двадцати лет. Однако большая часть представленных картин создана в последние два года. “Хранительница курганов” – голубая волчица, возвышающаяся над степью, не только выписана красками, но и выложена по контуру черно-золотыми фрагментами сигарет. На другом холсте – интерьер юрты, изображающий и пол, и потолок на одной плоскости. Но вдруг среди испещренных символами работ появляются совсем реалистичные фламинго и “Старый пруд” с лягушкой.
“Сейчас художник увлекается восточными философиями, где главное, что искусство должно быть спонтанным, – рассказывает искусствовед Баян Барманкулова. – То есть что ты сейчас испытал, это надо выразить, подобно ребенку, который всегда искренен. Так же и Сыдыханов, он не играет никакую роль. Если у него сейчас вдруг вспыхнуло ощущение зелени, прохлады, то он говорит об этом. Он достиг того, что перестал бояться чьего-то мнения: “О, тоже мне великий художник – лягушку написал”. Как мне кажется, эти работы очень схожи с японскими танку и хокку. Ведь о чем там пишут? Ворона прокричала, снег падает – простые вещи, понятные каждому, но из этого возникают величайшие стихи”.
Еще одна совсем свежая работа – “Белая амазонка в белой степи”. Ее название вызывает в памяти фразу про то, как трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если там ее нет. Только и степь, и фигурка всадницы явственно проступают на холсте благодаря мастерству Сыдыханова. Так называемый “белый стиль” – значительная веха в его творчестве, ему он посвятил последнее десятилетие. Задача не из простых: художник исследует магию цвета, которого как бы нет, ведь белый – это отсутствие любого другого цвета. Но игрой оттенков художник будто из небытия, сквозь пелену вытаскивает на свет волнующие его образы, не ускользающие от взгляда внимательного зрителя.
“Белый стиль” и работы в сочных красках, неожиданные аппликации и чакры, расходящиеся кругами, – таким разным предстает Абдрашит Сыдыханов в своей юбилейной выставке “Пространство символа”. Экспозиция работ мастера в музее Кастеева продлится до 20 сентября.
Фото Ивана БЕСЕДИНА
Артем КРЫЛОВ