В 2015 году в Белоруссии будет добыто 1 миллион 645 тысяч тонн нефти, что для страны с 9-миллионным населением очень мало. Внутренние потребности в нефти составляют 23 миллиона тонн. Это в два раза больше, чем перерабатывает Казахстан. При этом объем производства дизельного топлива в этой стране составляет 8 миллионов тонн, а бензина – 4 миллиона. Хватает не только для себя. Топливо и продукты нефтехимии Белоруссия вывозит в 60 стран мира. И при этом правительство желает еще больше нарастить производство.
Переработкой нефти в Белоруссии занимаются только два НПЗ – Новополоцкий и Мозырский. Первый (ПО “Нафтан”) – сегодня крупнейший завод в Европе мощностью 25 миллионов тонн в год. Предприятие выпускает более 75 наименований продукции. Мозырский НПЗ перерабатывает 12 миллионов тонн.
Как и в Казахстане, модернизация НПЗ Белоруссии началась в 2010 году. И цель была поставлена примерно такая же, как для НК “КазМунайГаз”, – поднять глубину переработки с 65 до 93 процентов, расширить ассортимент продукции, начать производить востребованные на рынке ароматические соединения, отказаться от производства мазута. Другое дело, что возможная отсрочка модернизации или отставание от графика руководством страны не принимались. Вопрос стоял более жестко: или улучшаем производство, или страна лишается нефтехимии как отрасли, так как главный поставщик нефти – Россия – ограничивает продажу сырья по льготным ценам.
Был и другой посыл, общий для стран Таможенного союза. В 2012 году принят технический регламент ТС “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту”. Согласно ему, страны ТС должны были отказаться производить топливо стандарта Евро-2 уже в 2012 году и переходить на стандарт Евро-4 и Евро-5. Но правительство Казахстана сразу же попросило сделать для своих производителей исключение, чтобы те могли перейти на новые стандарты качества на год позже. Затем такое же исключение сделала для себя и Россия – НПЗ соседей не смогли быстро перейти на новый стандарт.
Белоруссия была вынуждена быстро приспосабливаться к новым условиям, и только она смогла перейти на новый регламент в срок. В итоге общий объем инвестиций, которые были вложены в модернизацию белорусских НПЗ, превысил миллиард долларов. С другой стороны, это позволило стране загрузить свои НПЗ на полную мощность в 2012–2013 годах и начать поставлять бензин уже в Россию.
– Сегодня многие наши партнеры, великие лидеры в нефтепереработке, стоят в очереди, чтобы попасть на наши НПЗ, – позлорадствовал по этому поводу президент РБ Александр Лукашенко во время своего обращения к народу в апреле 2013 года.
Общая экспортная выручка от продажи за границу нефти и нефтепродуктов в 2012 году составила 18,5 миллиарда долларов. Это более 40 процентов всего экспорта из страны. По показателю на душу населения страна не намного отстает от России и Казахстана. Чистый доход Белоруссии от нефтяного бизнеса равен 12 процентам ВВП, а НПЗ страны входят в тройку крупнейших предприятий.
Работа по модернизации Мозырского и Новополоцкого НПЗ продолжается. Эту работу четко контролирует правительство страны. Так, ровно год назад премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович жестко пресек предложение нефтяников отложить работы по модернизации НПЗ в связи с кризисом.
– Никакого 17-го и тем более 18-го года быть не может. Все эти работы надо сделать в течение 2015 и 2016 годов. Данные вопросы затрагивают национальную безопасность Белоруссии, – сказал Мясникович.
Согласно планам правительства, после модернизации НПЗ выход светлых нефтепродуктов повысится и прибыль белорусских НПЗ на тонне нефти составит 100–120 долларов. А это уже будет больше, чем доходы самих нефтепроизводителей.
Алматы