Белинского и Гоголя куда-то понесут... - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+12 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Белинского и Гоголя куда-то понесут...

Белинского и Гоголя куда-то понесут...

Такого нигде нет. А у нас есть. Пять лет назад аким южной столицы учредил своим распоряжением День алматинских библиотек.

  • 16 Октября 2003
  • 1042
Фото - Caravan.kz

Правда, автор весь в догадках истомился — надо ли 16 октября шутихи с фейерверками запускать или впору сесть да подумать думу горькую: существуют ли еще эти хранилища знаний (не считая, конечно, главного в стране)?
И даже это — не суть важно. Вопрос: нужны ли они нам, ведь, по мнению 67 процентов опрошенных алматинских старшеклассников, книжки — это макулатура и тратить на нее драгоценное время бессмысленно. Кто же в этом виноват? Умные компьютерные мозги, которые в пять минут весело изложат тебе содержание «Войны и мира», опостылевшее в школе? Автор отлично помнит, как именно он научился читать. Никто не сидел до истерик: дома одна неграмотная бабушка, родители на работе, старший братец в школе, только его потрепанные книжки валяются, да занятные такие, с картинками…Так и пошло. Когда пришла пора идти в первый класс, родители — в шоке, автор — в рев: неинтересно! Не стану настаивать на гениальности автора, но ведь компьютера не было (если честно, то и телевизор появился только-только, с одной воскресной передачей для детей, и уж вот это был праздник для всей улицы!)
А какое было волнение: идти в библиотеку — менять книжки. Тебя ждал неведомый мир, и иногда хотелось по первым фразам, по отрывочным предложениям наугад представить, что там, за загадочными страницами? Трудно забыть до сих пор эти детские эмоции, столь сильны они были. Потом постепенно образовывалась своя, домашняя библиотечка, но привычка ходить в нашу маленькую районную — полистать толстые журналы, газеты, о новинках посудачить — осталась. Долгое время автор отсутствовал в южной столице, а как-то, вернувшись, навестил уютный старенький домишко. Библиотекарши кинулись как к спасителю — по решению властей закрывают источник знаний и будут строить на этом самом месте… казино. Это было в начале 90-х, когда денег на культуру в республиканской казне не то, что не хватало — их просто не было. К примеру, в 1996-м из 50 городских библиотек 16 были закрыты. В оставшихся продолжали работать за мизерную оплату настоящие профессионалы и энтузиасты своего дела. Бывало всякое — и гибнущие от сырости фонды, и ревматизм, и расхищение, но книги они берегли.
И сегодня фонды 237 алматинских библиотек держатся в основном на старых запасах. К примеру, «на покупки» главной библиотеке страны — Национальной в прошлом году было выделено 8 тысяч тенге (для сведения — цена одного-двух экземпляров хорошего издания). Алматинская «Чеховка» не смогла подписаться во втором полугодии на газеты и журналы — нет денег. В прошлом году фонды массовых библиотек республики уменьшились на 4 миллиона томов, и пополнения не предвидится. 168 библиотек алматинских школ вообще ходят по родителям с протянутой рукой: кто что даст. Читать-то детям все-таки надо! И не только Гарри Поттера (низкий ему лично от автора поклон за пару часов тишины в доме)! Безусловно, снизилась роль библиотек в культурной жизни общества. В Алматы городские библиотеки посещает примерно вдвое меньше человек, чем десять-двенадцать лет назад. И, в основном, по наблюдениям специалистов, требуется техническая, справочная литература.
Нынешние дети путают Гоголя и Чехова, с великой натугой вспоминают какие-либо пушкинские строки. Волшебство чтения им заменяют хрестоматии-концентраты, где галопом по верхам можно нахвататься выжатых сведений о мировой классике. Плохо знают и казахскую литературу. Но есть ведь, есть «очкарики», которые мечтают о прекрасных книгах! Получается замкнутый круг: не читают, потому что нет книг, а не издают, потому что нет спроса. На Западе некоторые издательства все-таки находят возможность баловать читателя и выпускать эксклюзивные тиражи для утонченных ценителей слова, причем стоимость таких изданий может быть весьма высокой. Может быть, и нашим стоит подумать об этом? Провести серьезный мониторинг, найти рекламные ходы, сделать, в конце концов, рейтинг на поиске и поддержке казахстанских талантов.
«История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии, а все остальное — их следствие», — сказал однажды Николай Карамзин. В прежние времена под государственным патронажем в Казахстане ежегодно издавалось около 300 наименований художественной литературы. Сегодня отечественные новинки можно перечесть по пальцам. Бизнесмены от книжного рынка предпочитают везти ходовой товар из России, причем уже в процессе пути развлекалочки и детективы, комиксы и прочий «гламур» дорожают на 20 процентов. Вон они змеятся в глубине магазина, теряя призывный глянец — донские и вороновы, дашковы и спирины, несть им числа и перечислить физически невозможно. Зато фабула примерно одна и, чтобы ее понять, достаточно открыть первую страницу.
Посмотрим на заманчивые прилавки книжных магазинов и магазинчиков — этой барометр читательского спроса и модных настроений. Они изобилуют прежде всего детективами и «женскими» романами, похожими друг на друга как две капли. Увы, среди бесчисленных Лаур и Дженни в мягких обложках имен наших соотечественников не встретишь. Хотя, казалось бы, и жанр несложный, и дело прибыльное. Ведь это лет пятнадцать назад издательства, будучи государственными и подцензурными, работами строго по плану, выдавая в огромных количествах заведомую макулатуру — советскую классику, которую никто не читал, кроме несчастных школьников и студентов. Никого не волновало, окупятся ли бюджетные затраты. Писателю же достаточно было любыми путями проникнуть, внедриться в годовой издательский план, и он мог не волноваться за свое постное произведение — идеологически выдержанные опусы вылетали гигантскими тиражами. Сложнее приходилось тем, кого власть не жаловала — книгу могли изъять из плана, рассыпать набор, потерять оригинал. Сегодня акценты в издательском деле сместились, во главу угла встала прибыль. Это понятно, и это нормативное явление во всем мире. Никто не станет печатать никому не известного автора, даже если он — очевидный гений.
В Казахстане, чтобы выпустить в свет книгу среднего формата и объема тиражом в 1 тысячу экземпляров, сегодня необходимо минимум 200 тысяч тенге. Нужен хороший дизайн, высококачественная полиграфия — но и они не гарантируют, что, увидев, новое имя на обложке, покупатель не отложит книгу в сторону. Цены на книжную продукцию кусаются. И даже гениев нынче нужно «раскручивать». Поэтому казахстанские издательства предпочитают идти проверенным путем и делают ставку на справочную и учебно-методическую литературу. В последние несколько лет особо повышенным спросом пользуются пособия по менеджменту, праву, экономике, комментарии к законам. Молодежи эта литературы нужна именно в казахстанском «контексте», с привязкой к нашим условиям, но как раз-таки отечественных авторов издают очень скудно.
А можно ли нас называть, собственно, читателями? Компьютеры и TV, сборная солянка дайджестов, обзоры газет на радио, Интернет и видео — есть ли у нас время — а главное, потребность — взять томик классики, включить настольную лампу… известно одно: при желании время волшебным образом находится. А вот насчет желания… По данным опроса алматинского центра социологических исследований «Плюс икс», около 60 процентов из тех, кто регулярно читает книги — люди пожилые, старшее 55 лет. Покупает же новые книги в основном молодежь — и это, во-первых, пособия, справочники, во-вторых, детективы и экранизированные бестселлеры. И только на третьем месте — интерес к классике, да и то с оговоркой типа: лучше возьму в библиотеке. Читать и перечитывать «Войну и мир» современных юношей и девушек, похоже, не очень-то тянет.
…Вот спросил автор давеча в редкой интеллектуальной беседе своего «продвинутого» отпрыска (кстати, много и с разбором читающего), что он думает о Мураками? Хм, был ответ, да где ж я его возьму? В хилой библиотеке нету, а для магазина ты мне дай 900 тенге — причем, где гарантия, что японец этот новомодный мне понравится и не улетит на антресоли?
Вот вам и ответ молодого поколения, пока еще не окончательно выбравшего компьютеры и видео. Читать он хочет, причем в библиотеке хочет (с меркантильной целью экономии). Да бог с ним и его друзьями, пусть хоть как-то читают!
Просто нашим библиотекам — вместо праздников — денег да фондов побольше — эх, они и возрадовались бы…