Настоящее же преодоление нынешними студентами-выпускниками очередного препятствия на пути к получению вожделенного диплома пройдет с 1 по 10 ноября.
«Повезло» все-таки выпускникам казахстанских школ 2004 года! С них началась образовательная эпидемия под названием Единое Национальное Тестирование.
Тогда ЕНТ был своеобразным пилотным проектом, о котором даже преподаватели ничего не знали толком. Основная задача, стоявшая на тот момент перед выпускниками была набрать пороговую отметку в 40 баллов, для того, чтобы, пусть даже на платной основе, стать студентом высшего учебного заведения.
Кстати, с 2006 года «планка» поднялась до 60 баллов. Тогда этот порог не сумели преодолеть 45,6% выпускников казахстанских школ. В этом году, по данным министерства образования и науки РК, их число еще уменьшилось — 30,6%.
Из 142721 выпускника, принявших участие в ЕНТ в 2007 году, свыше 100 баллов набрало 10,6% или 15097 выпускника, большинство участников тестирования, а это 49,4%, набрало от 60 до 89 баллов.
Но вернемся к «к нашим баранам». Все те же выпускники школ 2004 года, очутившись в стенах университета, на втором курсе стали первопроходцами государственной программы оценки знаний — промежуточного государственного тестировании (ПГК).
Сегодня все те же студенты, только уже выпускники-бакалавры высших учебных заведений обязаны сделать еще один шаг навстречу диплому — пройти аттестацию на знание университетской программы, изученной за 4 года. И неважно, что за этот промежуток времени в головах у студентов только общее представление о полученных знаниях. Как говорится, это их проблемы. Сегодня, «репетируя», они сдают 4 предмета, напрямую связанных с их будущей профессией. Как уже привыкли, на 120 вопросов необходимо ответить за 180 минут. Это время рассчитывается из того, что на один вопрос из разряда «Кто? Кого? Когда? Зачем?» отводится 1,5 минуты.
— Сегодня, стремясь к лучшим образцам образования, мы теряем свои лучшие качества. В 60-е годы советская система образования была лучшей в мире. Здесь отражался подход с учетом специфики учебных дисциплин, — считает Виктор Бадиков, преподаватель одного из государственных вузов Алматы, писатель, — да, там были свои недостатки, в частности, идеология марксизма-ленинизма. Но тогда учитывались индивидуальные особенности студентов. Где это сейчас? Сидите, кругляшки закрашиваете. Этими самыми тестами, которые нам самим же приходится составлять, мы стандартизируем поколение будущих специалистов.
Принцип сдачи тестов нынче больше напоминает занятие дошкольников на досуге, под названием «разукрашка». То квадратики, то круги. Такой метод «разметки» верного ответа. И зачастую можно наблюдать, как студенты, изощряясь, закрашивают эти ограниченные пространства, полагаясь на логику или «метод тыка».
«Главное — преодолеть порог. При сдаче ЕНТ он был 40 баллов, сегодня — 60, причем учитывается при этом количество верных ответов по каждому предмету, за что и выставляется оценка. При сдаче ПГК самое главное — набрать не менее 60 баллов в целом, оценка за предмет не играет значения. Сегодня такая же история, самое главное — преодолеть порог. Только пока неясно, какой он на этот раз, — говорит Владимир, закрашивая квадратики, — какая разница, какие оценки я получу? Пусть двойки. Как выпускник, как филолог, я уже состоялся».
Между тем, говоря о сегодняшнем пороге, который нужно преодолеть, чтобы все 4 года не пропали даром, преподаватели, деканы твердят о том, что «чем больше, тем лучше». «Вы должны достигать отметки в 90% правильных ответов. Отвечать как минимум на 25 из 30 предложенных вопросов. Потолок высочайший, потому вы должны проникнуться ответственностью», — напутствует декан филологического факультета государственного университета.
Каких высот достигнут студенты — «подопытные кролики», станет известно в ноябре. Только тогда тестирование займет 6 часов, и отгадывать «загадки» придется по 8 предметам. Каким конкретно — пока неизвестно. «Но тестирование состоится точно, и пусть вас не обольщает тот факт, что в прошлом году, когда этот проект проверки знаний запустили впервые, за пробным тестированием не последовало настоящего», — наставляют на путь истинный преподаватели. Между тем, большинство из них эти наставления сопровождает вздохами: «Самое главное — эти же тесты еще придумать надо…». Звучит особенно интригующе и настораживающе, не правда ли?..
Между тем, «эпидемия тестирования» охватывает все большее пространство. Так, с 1 по 20 марта в 1203 школах для 9-х и в 705 школах для 4-х классов был проведен ПГК. Всего же в нем приняло участие 27300 четвероклашек, и 58808 девятиклассников. Показатели 4-классников, по данным министерства образования и науки РК, усредненно составили 14,36 баллов. Причем, (что удивительно!) показатели сельских школ оказались выше, нежели городских (14,31). В чем феномен? Выше уровень образования?
Как бы то ни было, машинальное заучивание тестов становится единственным путем к получению вожделенной пятерки, долгожданного аттестата или диплома…
Фото с сайта http://www.school21.org